После революции Па-сху в РФ заявили пережитком предшествующего. Но Так просто многовековую традицию не отменишь. Про то, как встречали Воскресение Христово в СССР, - в материале РИА Нов-ости.
До 1917-го Пасха - государственный праздник. Согласно закону 1897 года Было сразу четыре праздников: пятница, суббота Страстной седмицы И понедель-ник, вторник - Светлой. Отмечали все - от сельчан До императорской се-мьи.
Большевики, придя к власти, на первых порах права ве-рующих ущем-ляли несильно, лишь отменили пас-хальные выходные. В 1920-е строгого запрета на празднование Воскресения Христова не Было.? Но старались придумать достойну-ю коммунистическую замену.
Так появились красн-ые, или комсомольск-ие, Пасхи: митинги, антирелигиозные выступления И даже своеобразные карнавалы с факельными шествиями И сжи-ганием чучела попа. Историки объясняют: новая власть пробовала выставить религию, И Пасху например, в нелепом виде - как рудимент старого режима.
в 1930-х развернулись масштабные репр-ессии против духовен-ства. В 1937-1938 годах Церковь пережила вол-ну Большого террора: осталось всего четыре правящих архие-рея И несколько сотен приходских священн-иков.
Досталось И пастве, ввели Так называемые непр-ерывки: рабочие не-дели с плотным графи-ком И минимумом выхо-дных. Плюс всеобщие обязательные субботн-ики. На богослужения попросту не Было времени.
помимо этого, верующ-им создавали проб-лемы на работе или учебе. Посещение церкви в праздник могло оберн-уться выговором на комсомольском собрани-И, увольнением И другими серьезными неприятностями. Да И храмы закрывали, переоборудовали под клубы или хозяйст-венные склады.
Ситуация изменилась с началом Вели-кой Отечественной.
" Высшее руководство страны осознало, что опираться в военное время только на марксистскую иде-ологию бесперспект-ивно ", - говорит ис-торик церкви, профес-сор столичной духов-ной академии протоие-рей Владислав Цыпин.
Но в столице России де-йствовал комендантск-ий час, режим светомас-кировки. Было непонятно, получится ли прийти поз-дним вечером в храм И встретить Воскресе-ние Христово.
" И вдруг в шесть часов утра 4 апреля по радио неожиданно для всех высказался комендант. По его распоряжению разрешалось свобод-ное передвижение по городу в Ночь с 4 на 5 апре-ля ", - писал свидете-ль тех событий, исто-рик церкви Григорий Георгиевский.
по результатам экспертизы, московские храмы тогда посетили около 85 тысяч людей.
наиболее запомнилась Пасха 1942-го И жит-елям санкт-петербурга. Самая тяжелая за всю блок-аду зима закончилась. В осажденн-ом городе тоже отме-нили комендантский час И разрешили службы. Правда, перенесли на 5 апре-ля, Так как в праздник немецкие войска сильно обстре-ляли город.
" Налет авиации продо-лжался всю пасхальную Ночь. Сотрясение храма Было настолько сильно, что непрерыв-Но падали стекла И куски штукатурки. Ночь <... > Воскресения не-мцы превратили в Ночь крови, уничтожения <... > И страданий ни в чем не повинных люд-ей ", - вспоминал настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде, протоиерей Николай Ломакин.
Однако утром во всех церк-вах были начаты службы. Большинство из собравшихся держали в руках блокадные ку-личи: кусочки черно-го хлеба с воткнутыми в них свечками.
в середине 1950 - начале 1960 годов, в хрущевскую оттепель, произошел новый всплеск борьбы с религией. Перед Пасхой у храмов выстраивались кордоны милиции, отсекавшие лишних людей И не пускавшие молодежь.
" само собой, тот, кто пожелал, попадал в Церковь. Но порой Это Было целое приключение. Одни прыгали через забор, другие пробирались окольными путями ", - рассказывает настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
Согласно его заявлению, к 1970-м Это завершилось. Формально власть по-прежнему не поощряла празднование Воскресения Христова, Но уже И не карала за Это. Более того, в магазинах И булочных вчера Пасхи продавали кекс " Весенний ", весьма похожий на пасхальный кулич.
в эпоху застоя возникла необычная традиция на Пасху посещать кладбища.
" Это своего рода альтернатива богослужению. Ведь подавляющее число храмов по-прежнему были закрыты. А те немногие, что действовали, на великие праздники, наиболее на Пасху, переполнялись. Бывает даже руку нельзя Было поднять, чтобы перекреститься, настолько плотно верующие стояли друг к другу ", - говорит Папа Александр.
Церковь, кстати, всегда предостерегала от посещения кладбищ на Воскресение Христово. Согласно уставу Это запрещено. Однако в советское время граждане пользовались любой возможностью, чтобы хоть как-то отметить главный христианский праздник.