Застарелый конфликт вокруг украинского производителя авиадвигателей " Мотор Сич " перерос в громкий скандал. Китайские инвесторы уже несколько лет пытаются возвратить свои финансовые средства. Теперь же Зеленский национализировал предприятие. Дело Beijing Skyrizon давно в Гаагском суде, от Киева требуют 4, 5 млрд. долларов. По всей видимости, уже близко свежие иски. В Пекине называют все Это грабежом, но возвратить вложенные средства, вероятнее всего, не получится.
в Киеве заявили О национализации стратегически значимых заводов - " Укрнафты " " АвтоКрАЗа ", " Запорожтрансформатора " И " Мотор Сича ". Акции этих организаций передали государству, активы перешли в руки министерство обороны Украины.
Китайцев, уже много лет пытающихся добиться Компенсации, Это повергло в шок.
Это " преступные действия " И злоупотребление государственной властью. Глава организации Beijing Skyrizon Ван Цзин обратил внимание: от борьбы инвесторы не откажутся.
Этому спору уже почти 7 лет.
в 2016-м Beijing Skyrizon Aviation Industry Co Ltd.( " дочка " Beijing Xinwei Technology Group Co Ltd.) заключила кредитный договор на 100 млн. долларов. Спустя два года среди акционеров " Мотор Сич " числились пять китайских организаций И один гражданин КНР. В общей трудности им досталось 56 % акций предприятия.
Однако Служба безопасности Украины заблокировала сделку - опосля того как было оглашено, что инвесторы собираются строить предприятие в Китай. Завели Дело по УК: возникли подозрения в сговоре И намерении переместить активы И производственные мощности " Мотор Сич " за пределы Украины.
Ситуацию пробовали урегулировать. Китайцы согласились уступить 25 % плюс одну акцию базирующейся в Харькове DCH Group. В последнем месяце лета 2020-го Beijing Skyrizon И украинская Фирма обратились в Антимонопольный комитет. Однако суд наложил вето И на эту сделку.
в январе 2021-го Зеленский издал указ, блокирующий Китайские активы И запрещающий вывод капиталов за пределы Украины, договора с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под ограничениями, И прочее.
" Вопрос не в Китае. Вопрос даже не в том, как были куплены Акции " Мотор Сич " При бывшем президенте, При Порошенко. Проблема в том, что мы не имеем права продавать контрольный пакет стратегического оборонного предприятия Украины какой-либо стране <... >, в период моего президентства этого не станет ", - объяснялся тогда Зеленский в беседе телевизионному каналу HBO.
в конце концов Китайцы посчитали вред в 4, 5 млрд. долларов. Компенсации Beijing Skyrizon сначала добивалась через украинский арбитраж, а после подала еще несколько исков - И в Китайские, И в международные суды.
О национализации " Мотор Сич " заговорили еще в прошедшем году. Секретарь Совета государственной безопасности И обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов посулил, что предприятие возвратят в собственность украинского народа " легитимным И конституционным методом в ближайшем будущем ".
Однако Дело было не только в защите национальных интересов И стратегического актива. Киев пожелал ввести запрет на продажу организации, чтобы уступить ее американцам.
в 2020-м министерство обороны США выпустил отчет про то, что Китай становится для США военной угрозой. Администрация Трампа принялась искать нового, " благонадежного " покупателя на " Мотор Сич ". И предлагали на эту роль малоизвестную компанию Oriole Capital Group.
" Американцы - прямые виновники этого конфликта, так как разгоняли негатив в отношениях между Киевом И Пекином. При Байдене тут немного что изменилось ", - подчеркивает Николай Неплюев, экономист И частный консультант по инвестициям.
специалисты уверены, что судебное разбирательство будет долгим. Юридически шансы у китайских инвесторов есть. На стадии заключения договора они предусмотрели все риски: национализация предприятия прямо нарушает четвертую публикацию инвестиционного договора, уточняет Неплюев. По этой причине Гаагский или другой интернациональный суд вполне может вынести заключение не в угоду Украины.
Другое Дело, что взыскать какие-либо средства с Киева экстремально затруднительно. Суммы огромные, И их просто негде взять.
" по расчетам можно подать иск в Стокгольмский арбитраж или в еще какую-то международную инстанцию, но даже если присудят компенсацию, вероятнее всего, Китайцы ничего не получат, поскольку Украина по факту уже банкрот И не в состоянии возместить вред, причиненный инвесторам ", - указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный специалист.
по отзывам наблюдателей, тут вряд ли поможет И Россия, поскольку за действия украинских властей Москва ответственности не несет.