Переход всех высших учебных заведений РФ на новую систему высшего образования в большинстве своем произойдет на протяжении 2-х лет, модель Уже поддерживается профессиональным сообществом, рассказал в беседе Ласт Ньюс глава министерство по образованию И науке РФ Валерий Фальков. Глава министерства также поведал о новых правилах регулирования платных мест в вузах страны И обозначил даты приемной кампании В текущем году. Беседовала Алиса Осипова.
- Старт приемной кампании состоится буквально скоро, 20 июня. Подать документы будет возможно во Все российские университеты И филиалы российских высших учебных заведений за рубежом. Подача документов продлится Не один, Не два дня, Она будет идти почти до окончания июля в зависимости от специфики. Активная фаза (подачи согласия о зачислении - ред.) Закончится 6-7 августа. Для большинства абитуриентов Это основные дни зачисления. Дополнительные дни - 11-12 (августа - ред.). Тут, в принципе, ничего нового нет. Чем меньше перемен, тем удобнее обязаны себя чувствовать выпускники школ, абитуриенты во время приемной кампании. Таким образом Что 20 (июня - ред.) стартуем. И, Я думаю, в первой части августа основная часть Уже увидит приказы о зачислении.
- Каждая приемная кампания по-своему уникальна. Но в данном случае, мне кажется, весьма хорошие предпосылки. Какие именно? Число бюджетных мест у нас остается беспрецедентно высоким. Более 600 тыс. мест выделено Для поступления школьников, выпускников колледжей. И 73% из них направлены в регионы. Это весьма хорошая новость. И, само собой, возможность сегодня поступить на бюджетные места - Она является одной из наиболее высоких за последние годы. Второе: у нас появился И каждый год совершенствуется такой весьма важный инструмент обеспечения доступности высшего образования - Это суперсервис " Поступи в вуз онлайн ". Абитуриент в режиме реального времени намного больше имеет возможностей оценить ситуацию, свои проходные баллы, состязание, наличие бюджетных мест, наличие платных мест, наличие общежитий И многое-многое другое в электронном формате. Ему Не нужно выезжать из дома. И, само собой, Это приближает сам университет к выпускнику школы, к абитуриенту. При этом Мы заметили, Что за годы применения суперсервиса у нас выросла межрегиональная мобильность. То есть абитуриенты из одной области стали, как правило, выезжать Не только в столицу России И в Питер, А весьма много стало, допустим, поступать из Рязани в Саратов, из Саратова в Ростов И таким образом далее. Когда Мы стали анализировать ситуацию, А Так же среди них спрашивать студентов, То оказалось, Что ранее Они просто Не знали о подобных возможностях. И целый ряд хороших университетов в регионах (абитуриенты - ред.) Не рассматривали Для себя. Ориентировались Либо на собственный регион, Что логично, Потому Что там, где живешь, лучше знаешь ситуацию, Либо имели мечту поступить в один из ведущих столичных университетов. Вот суперсервис в этом смысле на пользу идет пространственному развитию страны.
- Эта ситуация отчасти имеет обусловленный характер. Обусловлена Она в 1-ю очередь большим престижем семи-десяти российских университетов, расположенных, как правило, в г. Москве. И Она касается Не всех направлений, А только ряда Особенно популярных направлений, где число мест всегда несколько меньше, Чем число олимпиадников. Надо сказать, Что Мы провели большую работу С университетами. Понимаете, Здесь Не только Надо увеличить число бюджетных мест, Но в 1-ю очередь Надо, чтобы сам университет был готов к большому спросу от абитуриентов. И выход тут всегда один. Понимаете, Здесь в итоге есть особенности год от года, в котором университете состязание побольше И на какую специальность или направление. Но ведущие вузы выход обнаружили последующий: Они всех, кто поверх бюджетных мест подают сообщение, берут за счет собственных средств, Так как Это самые талантливые ребята, девушки, самые талантливые выпускники школ. Я думаю, В текущем году Мы точно таким же образом эту работу организуем.
- тут нужен разумный баланс между, С одной стороны, тем, Что ты чувствуешь сердцем, между своей мечтой, Потому Что ты обязан любить профессию. Само собой, Если выбирать только чисто прагматически, То можно И получить качественное образование, Но к нему Не станет лежать душа. По этой причине, С одной стороны, Надо прислушиваться к себе, к тому, Что тебе нравится. Но, С обратной стороны, Надо весьма внимательно глядеть на рынок труда сегодня И в перспективе. И Мы осознаем, Что рынок труда претерпевает серьезные изменения. Вся аналитика сегодня дана. В дополнение к этому можно И Надо посмотреть разного рода рейтинги, достаточно А Так же среди них обстоятельные по качеству трудоустройства. И Вот С учетом этих обстоятельств, кем бы ты пожелал стать, как будет развиваться ситуация на рынке труда, И дальше соотнести свои баллы, свои возможности С регионом И университетом, делать окончательный выбор. Но Мы С вами понимаем, Что этот выбор в итоге предполагает определенный маневр, Потому Что сегодня ты Не в один университет подаешь, А в целый ряд. Это имеют возможность быть университеты в разных регионах, разные по требованиям. Конкурсы Все живые И, само собой, абитуриенту лучше держать руку на пульсе.
- Потому Что за предыдущие десятилетия накопились очевидные диспропорции. У нас число тех, кого Мы готовим, очевидным образом Не соответствует запросам рынка труда. При этом Всплавает парадоксальная ситуация, Что по ряду профессий у нас Не хватает квалифицированных уполномоченных этих профессий, Но объемы подготовки превосходят Все разумные пределы. И, соответственно, Мы осознаем, Что, вероятнее всего, целый ряд университетов дают Не образование хорошее, А просто дипломы о высшем образовании. Ведь Любой выпускник университета Поле завершения задает себе вопрос, Если Он Не может трудоустроиться: Что было Не таким образом? И эти вопросы А Так же среди них Он адресует университету. Если Он получил образование И Не может трудоустроиться, То Он задает эти вопросы себе И университету. И Вот, посмотрев на Те баллы единого государственного экзамена, С которыми поступают выпускники школ в Те или иные вузы, посмотрев процент трудоустройства Согласно С полученным образованием, среднюю заработную плату, можно выяснить, таким образом скажем, ту группу риска, где очевидным образом есть проблемы С образованием. Вот И Все.
- Регулирование в этом смысле как принцип вводится, Оно коснется всех без исключения специальностей И направлений, Но Мы осознаем, Что наибольшая проблема сосредоточена в 2-х крупнейших областях образования: Это " Экономика И управление ", " Юриспруденция ", проще говоря, социально-гуманитарная сфера. Это совсем Не значит, Что нам Не Нужны Эксперты в сих областях. Нужны. Более того, как Это ни странно, на рынке нехватка квалифицированных юристов, экономистов, менеджеров. Наша цель - отсечь некачественное высшее гуманитарное образование, С одной стороны. С обратной стороны, Надо понимать, Что И в иных областях образования: в естественно-научном, в инженерно-техническом тоже есть проблемы. И там тоже Надо Смотреть, Что предпринимать С бюджетным приемом И регулировать платный прием. По этой причине Я осознанно Желаю обратить внимание, Что Эта работа комплексная И Она касается как государственных, таким образом И коммерческих высших учебных заведений, Она касается как областей, таким образом И столичных университетов, Она касается всех без исключения регионов образования, Но Вот С наибольшим акцентом на две укрупненные группы - " Экономика И управление " И " Юриспруденция ".
- Закон начинает действовать С 1 сентября 2025 года, Но работу Мы Уже начали. И Мы имеем обстоятельный анализ по всем регионам, по каждому университету. И Уже в текущем году, используя весь имеющийся подручный инструмент, Мы вместе С Рособрнадзором, С нашими коллегами из областей эту работу начинаем проводить. И Вот буквально скоро у нас будет большой обстоятельный разговор С ректорами коммерческих высших учебных заведений, Так как там тоже есть, на Что обратить внимание. И, само собой, эти решения обязаны в 1-ю очередь приниматься руководством университетов, Так как высшее образование - Это общественное благо, И тут вопросы извлечения прибыли Не могут ставиться во главу угла, А в 1-ю очередь Надо понимать, Для чего Мы готовим тех или иных экспертов И насколько Они востребованы.
- Не нужно разделять совсем бесплатное И платное (обучение - ред.) С позиции качества. Потому Что у нас в ведущих университетах - И столичных, И региональных - качество образования бесплатного И платного или обучение на бюджетных И платных местах, Оно Не различается. Потому Что в одних группах обучаются И Те, кто поступил на бесплатные места, И Те, кто поступил платно. И в этом смысле во главу угла Надо ставить качество. Смотреть Надо на То, неважно Это платные места или бесплатные, насколько качественное образование. Вот И Все. Наша цель сбалансированная: создать Так, чтобы у каждого выпускника школы была возможность получить качественное образование Согласно со своими представлениями, А Так же среди них в том регионе, где Он окончил школу. Что весьма важно как С позиции пространственного развития страны, таким образом И С позиции рынка труда И экономики. Ведь большинство абитуриенты голосуют ногами, уезжая в другие регионы Либо в столицы. Отчего? Потому Что С их точки зрения Не бывает качественного образования там, где Они окончили школу. По этой причине Наша цель Не только регулировать платный прием - Это одна из мер - А посмотреть на Все в совокупности. Это И развитие инфраструктуры в регионах, Это укрепление кадрового состава наших высших учебных заведений, Это И другое качество взаимодействия С рынком труда, Это И материально-техническая база в широком смысле, А Так же среди них полигоны И разного рода практикумы, где Что-То важно Для, скажем, тех же инженеров. Что касается регулирования платного приема, предпосылки зрели давно. Мы В текущем году инициативно выступили на совете (по науке И образованию - ред.) И попросили президента (России в. В. Путина - ред.) дать нам такие диапазон возможностей. Спасибо главе страны, И Государственной думе, И Совету Федерации. Весьма быстро был принят соответствующий Закон. И в настоящее время нам весьма важно быстро двигаться, И одновременно Мы Не имеем желания наломать дров И каким-То образом сделать трудности Для абитуриентов. Для них обязано быть больше возможностей.
- Мы планируем, Что масштабный этот Переход начнется в 2026-2027 годах. И в настоящее время у нас сформировалось Уже полное представление об этой модели. Более того, готов проект соответствующего федерального закона (готов проект перемен в Закон РФ об образовании Для перехода на новую модель высшего образования - ред.). И Мы наблюдаем, Что Эта модель - во всех главных ее элементах - поддерживается профессиональным сообществом, работодателями И хорошо воспринимается в обществе. По этой причине Наша цель в настоящее время - документально провести большую работу, Потому Что там есть целый ряд перемен на уровне федерального закона И большое число новых нормативных правовых актов, которые обязаны принять И министерство, И правительство. Мы эту работу в настоящее время готовим С тем, чтобы до окончания 2025-го, до середины 2026-го эту работу провести. Но Вообще Эта новая модель - Она будет содержать в себе на практике Все ключевые значимые элементы системы высшего образования. То есть изменения произойдут везде. Например, повествование ведется о новых специальностях, которые Мы обязаны утвердить. Это свежие стандарты, которые подразумевают ядро (единое ядро - ред.) того Либо другого профильного образования: инженерного, медицинского, педагогического. Для чего Мы вводим понятие ядра? Это некий перечень предметов, обязательный к изучению студентами во всех без исключения университетах независимо от того, куда Они поступили, И единое методическое обеспечение этого ядра. Это весьма важно Для увеличения качества образования И Для обеспечения единства образовательного пространства страны. Любой студент, который поступает на 1-ый курс, Если Он идет на определенного инженера, То Мы обязаны понимать, Что Мы везде учим одинаково. Таким образом же, как И, допустим, грядущего преподаватели готовим одинаково по учебным программам. С обратной стороны, в современном образовании Не хватает практико-ориентированности. Оно Все еще остается оторванным от передовых практик, которые есть у лидеров отраслей или у лидеров в социальной сфере. И, само собой, тут важно Не только нарастить число часов, А тут важно изменить сами методические подходы к практике. Она обязана быть по-другому организована, другой уровень ответственности обязан быть у директоров, Не только университетов, А по-хорошему того места, где ты проходишь (практику - ред.). Вообще Надо практику переосмыслить. Это обязано быть Не только время, Когда ты ходишь только Потому, Ведь Это предусмотрено учебным планом, И ты никому Не нужен на производстве. А Это обязано быть знакомство С лучшими передовыми технологиями, которые внедряют организации, Либо С лучшими практиками организации труда, знакомство С лучшими наставниками, которые тебя имеют возможность, И в правду, погрузить в самое передовое знание. Ну И третий важный принцип, Он в части университетах сегодня Уже реализован, Но в общем по системе покуда еще тут есть над Чем трудиться, - Это гибкость образования. Таким образом уж устроено высшее образование, вернее, запрос на него в современном мире, Что, С одной стороны, Это должна быть фундаментальность, допустим, первый-второй курс, прежде Чем Активно изучать профессиональные дисциплины, Надо иметь весьма хорошее базовое знание по ключевым, в общем-То, школьным предметам. Либо в последующем Это Уже Не школьные предметы, А базовые такие курсы университетские, Я имею в виду математику, физику, химию, биологию, информатику, историю И производные от них дисциплины. Они имеют возможность по-разному именоваться, Но Это именно такие знания. Потому Что Если ты Не знаешь целый ряд предметов в области физики И математики И Вообще физику И математику, То ты вряд ли станешь хорошим инженером. Это Ясно, Но, к сожалению, Не везде Это сегодня обеспечено. По этой причине, С одной стороны, - фундаментальность, А, С обратной стороны, рынок труда сегодня настолько динамично меняется, И таким образом Он фрагментирован, Что человек одной профессии может попадать в совершенно разные организации, в разные промышленности. Ну, допустим, химик. Одно дело нефтехимия, А другое дело - фармацевтика. И там, И там Нужны хорошие знания в области химических технологий. Но специфика организации И рынков имеет возможность быть настолько сильной, Что, само собой, тебе целый блок нужен новых знаний Не подобных, как у твоего соседа. Отсюда должна быть гибкость. И Чем старше студент идет, Чем дальше Он осваивает образовательную программу, тем больше Он сам, по-хорошему вместе С работодателем, обязан влиять на учебный план. То есть Он обязан иметь возможность выбора дисциплин. Он обязан понимать, Что будет иметь возможность получить надлежащие знания Не в собственном университете, А в ином вузе, уедет в другой университет. И Это обязано быть Все документально, институционально нетрудно реализуемо. Он может часть знаний получить в организации, как Это ни странно, Потому Что у нас же университет Не обладает монополией на Все, без исключения, знания, А качественное образование часто предполагает получение весьма уникальных знаний. Наиболее, Если повествование ведется о старших курсах. И, знаете, Когда Уже огранка идет специалиста, Нужны такие курсы, которые может позволить себе прочитать Либо Фирма, которая накопила соответствующую компетенцию, Либо университет - один или два в стране. А в каждом региональном вузе Это Не создать. По этой причине 3 главных принципа высшего образования в XXI веке - Это фундаментальность, практико-ориентированность И гибкость. Ну И дальше Все изменения, Не буду повторяться, которые обязаны касаться И преподавателей, укрепление кадрового состава, изменения расчета нагрузки И систем вознаграждения, И материально-технической базы, И взаимоотношений С работодателями. Ну И, само собой же, стандарты, перечень специальностей, требования к методическому обеспечению. Все То, Что составляет понятие " современного университета " или " современного высшего образования ".
- Мы 3-й год в настоящее время работаем, Если говорить со времени обсуждения идеи. Активно начали трудиться в 2022 году, Вот 3-й год - 2025-й. Я думаю, Что на протяжении ближайших 2-х лет Мы Уже эту работу в большинстве своем завершим. Повторяю, Что предыдущий цикл, связанный С переходом к бакалавриату И магистратуре, занял Более пятнадцать лет.
- само собой, речь же идет о новой модели высшего образования, Она Не должна быть фрагментирована. Но тут важна Не резвость проведения перемен, А опять же их качество И главное восприятие. Такого рода изменения обязаны вести к увеличению качества образования, к изменению отношения работодателей к университетам И Вообще к выпускникам. И, само собой, к уровню удовлетворенности самим образованием И студентов, к изменению отношения преподавателей к тому, Что Они делают. По этой причине Это весьма сложные процессы. И по щелчку Такого рода изменения Не проводятся.
- Да, само собой, Мы же планируем принять новый перечень специальностей И направлений Уже в текущем году. И, следовательно, на будущий год Мы по рассматриваемому перечню Все больше студентов будем принимать. Но Я напоминаю, Мы имеем пилотный проект В текущем году, Мы увеличиваем число в сих шести университетах тех, кого принимаем на программы. Смотрим, Потому Что, знаете, как Они относятся к этим новым программам. Уже есть выпуски. Смотрим, как Они востребованы на рынке труда. И покуда опыт целого ряда университетов показывает, Что Мы на правильном пути. Те, кто поступил на эти программы, Они чувствуют себя удобно. Они востребованы у работодателей. Несмотря на То, Ведь Это программы, Они Более трудоемкие. И, как правило, срок обучения у них, Если Это инженерные специальности, увеличился С 4-х до пяти лет.