Трагедия в Челябинском танковом училище: даже после ампутации ног рядовой Сычев боится, что его вернут в часть. Правду об издевательствах над собой солдат Андрей Сычев рассказал только гражданским врачам
- Пацан молчал, как партизан, - рассказали нам врачи. - И упорно повторял: "Нога сама заболела". И так почти две недели.
- Парень, ты ходить не будешь, не то, что в армии маршировать, никто тебя обратно в часть не отправит, - почти кричал хирург.
Только после этого Сычев признался врачам:
- Меня пнули несколько раз по ноге... - и тут же забылся - подействовал наркоз.
За первой последовали еще четыре операции. Ампутация одной ноги, второй, удаление мошонки... Резали хирурги часть за частью: надеялись, что сжирающую тело гангрену смогут остановить.
- Если бы военные не мариновали его так долго, нам бы не пришлось резать его по частям, - уверены врачи. - Поверить в то, что его пнули, а закончилось все ампутацией половины тела, не можем. Он часов 5 - 6 пробыл в неудобной позе.... И били его жестоко. Зафиксированы разрывы в прямой кишке: его насиловали.
- А военные говорят, что он сам себе нанес увечья, чтобы откосить от армии, - сказали мы.
- Чушь. Сам себе таких травм не нанесешь! Мы боимся, как бы он руки не потерял.
Вчера возле Сычева толпились следователи прокуратуры. Все выспрашивали парня, кто же с ним сотворил такое.
- Андрей раскрывается перед ними неохотно, - говорит Галина Павловна, его мама. - Ничего не сообщил.
- Почему парень молчит? Ему трудно общаться или он боится?
- Я думаю, дело в страхе. Видно, очень сильно его запугали!
Сейчас мама Андрея живет в общежитии при больнице. Питанием и деньгами обеспечивает руководство танкового института, а лечение обходится в 60 тысяч рублей в день.
- У нас такая радость! - поделилась с нами медсестра Марина. - Андрей уже может пить. До этого вообще ничего не пил, не ел. А в четверг вечером к нему приехала мама, и он попросил у нее сока. Она тут же сбегала в киоск и купила ему маленький пакетик ананасового. Он все выпил! Это как с маленьким ребенком.
У врачей другие эмоции:
- Ты представляешь, у него ни одной вены нет.
- А на руках?
- Там закупорка вен, колем в голову. Он весь в катетерах. Да, ему стало лучше. Но что будет дальше? Вполне возможно, что у него разовьется пиелонефрит (воспаление почек). Журналисты, сделайте так, чтобы военные содержали его всю жизнь! Ведь он передвигаться сам не сможет. Нужна сиделка на всю оставшуюся жизнь.
...В коридоре причитает баба Валя. Она моет в больнице полы. И говорит вслух то, о чем тысячи мамочек боятся даже подумать: "Полчеловека осталось, как с этим жить?"
"Я устал на эти пьяные рожи смотреть!"
Что же все-таки случилось на полигоне в Бишкиле в новогоднюю ночь? Как выяснилось, рядовой Сычев прибыл туда всего за 2 дня до трагедии, 30 декабря. До этого он служил на призывном пункте в Копейске. Там у него была нормальная служба - Андрей выдавал бушлаты да сапоги новобранцам.
- Хороший парень, приказы исполнял исправно, от работы не отлынивал, - вспоминают солдаты на призывном пункте в Копейске. - Мы даже толком не успели с ним познакомиться. Скрытный такой, все больше молчал. Даже на перекличке с опозданием отзывался.
На полигоне в Бишкиле тихого спокойного молчуна сразу же обозвали "тормозом".
- Перед самым Новым годом Андрей позвонил маме и говорил с ней как-то расстроенно, - рассказывает его сестра Марина. - Попросил, чтобы она забрала его домой денька на четыре. Но мама работала, не смогла приехать за ним. Он расстроился и даже сказал: "Я устал на эти пьяные рожи смотреть!"
Правды никто не хотел говорить
Перед самым Новым годом Андрей простудился и заболел.
По словам сестры, у него была
температура - больше 38. Сослуживцы издевались над ним - больным!
- Когда Андрей поступил в больницу, помимо проблем с ногами, у него еще было воспаление легких. 3 января Андрей не вышел на построение, у него уже отнялась нога. Но в госпиталь его отвезли лишь вечером 4-го,- продолжает сестра. - Почему два дня братом никто не занимался?! Он провалялся никому не нужный!
В реанимацию Андрея относили на носилках, идти сам он уже не мог...
Только потом Андрей попал в "гражданскую" больницу.
- Врачи санчасти совершили жестокую ошибку, поставили ему вначале диагноз - рожистое воспаление. Начали пичкать антибиотиками. А у него ноги отмирали, - с трудом говорит Марина. - Меня поразило равнодушие врачей и военных. Когда мама стала пробиваться к их начальникам, ей бросали в ответ: "Он только что вышел! Перезвоните позже!" Правды никто не хотел говорить.
- Начальство танкового училища оправдывается, что Андрей призывался в армию с варикозом. Мол, вены у него и раньше плохие были.
- Ерунда! Он не состоял на учете врача и никогда не лечился от сосудистых болезней.
Подготовили Ксения ПОЛУШКИНА, Нина ЗЕМЛЯНСКАЯ, Антон САДЧИКОВ ("КП" - Челябинск").
ВНИМАНИЕ!
Поможем солдату выжить! Родные Андрея Сычева открыли расчетный
счет Деньги на лечение (счет выписан на имя сестры Андрея) можно перевести по этому адресу:
Дополнительный офис N 8583/032
Богословское ОСБ N 8583 СБ РФ
р/с 30301 810 0 1600 06 01652
в "Уральском Банке" СБ РФ
к/с 30101 810 5 0000 00 00674
ИНН 7707083893
БИК 046 577 674
КПП 661402001
Получатель Лаптева Наталья Евгеньевна
счет N 42307 810 7 1652 0012880
СУД ДА ДЕЛО
Начальника училища уволят
Вчера вечером военный суд выдал санкции на арест троих военнослужащих Челябинского танкового училища, проходящих по уголовным делам о "дедовщине".
Еще в отношении двух офицеров ходатайства об аресте находятся в суде. Но под стражу их заключать не стали. Суд учел, что они имеют семьи и активно сотрудничают со следствием.
Между тем Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении начальника Челябинского танкового училища генерала Виктора Сидорова. Зная о причинах ампутации ног у Андрея Сычева, он не сообщал об этом ни в штаб округа, ни в Главкомат Сухопутных войск. Министр обороны Сергей Иванов вчера дал указание "представить Виктора Сидорова к освобождению от должности и увольнению с военной службы".
Александр КОЦ
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
По официальным статистическим данным военных прокуратур и судов, в Российской армии ежегодно гибнут от "дедовщины" 10 - 20 человек, а еще 30 - 35 военнослужащих навсегда остаются инвалидами.
Почти в 40% таких случаев командиры стремятся скрыть уголовно наказуемые действия "дедов" или офицеров и преподносят ЧП как результат "несчастного случая", "старой болезни" или самоубийства пострадавших.
По мнению российских и зарубежных правозащитных
организаций, ежегодно от 10 до 15% "дедов", совершивших преступления с тяжкими последствиями для сослуживцев, избегают наказания вообще либо отделываются испугом в виде денежного штрафа.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Челябинск приехал Главком
С Андреем и матерью он пока не встретился - боится побеспокоить
В поселок Бишкиль, где находится танковое училище, Главкома Сухопутных войск Алексея Маслова ждали с трепетом и готовились к худшему. Головы-то полетят!
Маслов был настроен сурово и сказал, что будет рыть правду до самого дна. Сразу же после приземления высокий военный чин отправился в военную часть Бишкиля. Сегодня вечером он возвращается в Челябинск и встречается с группой прокуроров, ведущих дело Сычева.
Завтра Главком весь день проведет в танковом институте. Посещать Андрея в больнице он не будет. Сказали, что "не хочет волновать мать и искалеченного солдата".
КОММЕНТАРИЙ ВОЕНКОМА
На службу брали здорового парня
Мать и сестра Андрея Сычева не припоминают, чтобы у него до армии были серьезные болезни и, в частности, тромбофлебит. Говорили только, что он жаловался на боль в суставах. Мы обратились в городской и областной военкоматы с вопросом, какой диагноз ставили Сычеву перед призывом?
- В деле у него все нормально. Единственное, что у него было - ограничение по зрению. А так абсолютно здоровый парень был. И прокуратура никаких нарушений не нашла, - сообщил нам военком Свердловской области Александр Кудрявцев.
Зам. военного комиссара города Краснотурьинска Олег Валиев подтвердил:
- О том, что у Сычева был тромбофлебит, я впервые слышу. Мы подняли его личное дело: по документам у него нет отклонений. Медкомиссия признала его годным.
Татьяна СУДАКОВА ("КП" - Екатеринбург")
РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ!
Как защититься от "дедов"
Тебе дано право жаловаться на обидчика своему непосредственному командиру. Допустим, взводному лейтенанту - на хама-сержанта. Если не хочешь делать это при построении всего подразделения, попроси его остаться в канцелярии один на один и изложи суть жалобы.
Иди к взводному с письменной жалобой, в которой обязательно должны быть слова, что в соответствии с Уставом в случае непринятия должных мер ты оставляешь за собой право жаловаться дальше по команде - вплоть до министра обороны.
Помни! Через 7 дней ты имеешь право поинтересоваться у офицера, какие меры он принял. Если никаких - обращайся так же к командиру роты и обязательно укажи в рапорте - какого числа ты обращался к взводному. Приготовься к тому, что тебе придется писать еще не один рапорт. Но это нужно для того, чтобы выжить.
Если "дед" нанес тебе побои, немедленно беги в санчасть за помощью и там обязательно требуй, чтобы дежурный фельдшер или врач зафиксировали твое обращение в журнале.
Если ты не нашел защиты у офицеров, обращайся с заявлением к помощнику командира по правовой работе. Когда же и он не поможет, надо спешить в гарнизонную прокуратуру.
Если в твоей казарме висит табличка, на которой указан "
телефон доверия" гарнизонной прокуратуры, обязательно улучи момент и воспользуйся им.
Командир твоей части обязан хотя бы раз в месяц проводить прием по личным вопросам. Узнай дату приема и иди к нему.
Во время строевых смотров части командиры и вышестоящие начальники обязаны проводить
опрос военнослужащих на предмет жалоб. Постарайся не упустить случая.
ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ
Найдите и накажите ВСЕХ виновных!
Уже после вчерашней публикации в "КП" о судьбе рядового Сычева на сайт редакции пришли сотни откликов... Вот лишь некоторые:
После такого нисколько не удивлюсь сообщению, что кто-то из родителей искалеченных ребят пристрелит или изувечит их командиров.
Зельевед.
Если сволочи останутся безнаказанными, уже никого не удивит. А очень хотелось бы, чтобы виновных нашли и наказали ВСЕХ! А не свалили все на одного козла отпущения.
Полина. Санкт-Петербург.
Безумие. Извращенная дьявольщина! Притом это же не единичный случай. Хорошо хоть его не замяли, а довели до народа...
Нина.
С ума все посходили с этим солдатом из Челябинска. Хронику бытовых преступлений давно не читали? Теперь призывают уволить министра Иванова. Давайте тогда за изнасилование школьницы, совершенное по пути из школы домой, уволим министра образования.
Nataly Hajtina.