В Латвии разгорается очередной скандал вокруг русских школ. Смирившись с их существованием, власти республики развернули новую атаку "с тыла". Цинизм, с которым она проводится, поистине безграничен.
Недавно в так называемые "школы для нацменьшинств" - так в Латвии презрительно именуют образовательные учреждения, где обучение ведется на русском, - поступил новый учебник латышского языка.
"LAT-2" предназначен для изучения местного диалекта школьниками восьмых классов, сообщает издание "Газета". "Эта книга для вас и о вас - вы поймете это сразу, как только откроете учебник", - приветствует русскоязычных восьмиклассников на первых страницах учебника руководитель проекта Бригита Шилиня.
Однако на самом деле на страницах русские
дети предстают скорее такими, какими их хотели бы видеть латвийские власти. А именно - наркоманами и людьми, постоянно попадающими в переделки сексуального и развратного характера. По замыслу авторов, молодые люди должны учить язык, параллельно усваивая истории из жизни. Эти зарисовки, собранные под обложной пособия, говорят сами за себя.
В Латвии разгорается очередной скандал вокруг русских школ
Например, в качестве тренировочного упражнения, развивающего навык культуры речи, приводится история, написанная от лица девушки, добирающейся в другой город без денег и потому вынужденной воспользоваться автостопом. "За рулем сидел старый пенсионер, поэтому я смело села в машину. Старик рассказал, что у него в молодости тоже денег не было, что молодым всем трудно, и достал из кошелька 10 латов. Я была в шоке, потому что не ожидала ничего такого" - начинается повествование. После того как водитель дал девушке еще 10 латов за ее улыбку, он попросил ее помассировать ему спину, потому что "все время приходится сидеть и она очень болит". Выполнив просьбу, добрая девушка получила еще 20 латов. А вот на попытку "уговорить ее на один разок за 150 латов" она ответила отказом. На этом поучительная, по мнению авторов, история закончилась: "Он меня понял, и мы продолжили путь".
Через несколько страниц ученикам предлагается текст о том, как некий юноша курил "травку", но, завидев полицию, вынужден был прекратить свое занятие и выбросить "косячок". Тут же еще "дорожная" история. Девочка села в машину, чтобы доехать до дома. За рулем сидел священник, а весь салон был увешан иконами. И похотливый батюшка предложил отпустить грехи взамен на интимные услуги
Возмущенные родители, дети которых принесли из школы такие учебники, обратились с протестом в Министерство образования Латвии. Чиновники обещали провести проверку, но изымать откровенные пособия из школьных классов пока не спешат. Сложно сомневаться, что получи их дети в латвийских школах такие "уроки жизни", реакция была бы мгновенной и в воздухе запахло бы уголовными делами.
Стоит ли говорить, что невозмутимое описание жизнерадостных историй о сексе и наркотиках неизбежно вызовет у 14-15-летних подростков нездоровый интерес и подтолкнет их обоим этим явлениям? По-видимому, именно эту цель и преследуют авторы. В противном случае ничего не мешало бы им выбрать для развития разговорных навыков у молодежи рассказы про дворовый футбол и выпечку домашних пирожков. Именно таким образом в Латвии обучают родному и иностранным языкам молодежь коренной национальности. А вот русских почему-то решили учить на совсем других примерах.
Использование учебных пособий в информационной войне - известное явление. В частности, о нем идет речь в последней публикации в рубрике "Информационные войны" на KM.RU (http://www.km.ru/infowar/). Но, говоря об использовании школьных учебников как инструмента для запуска информационных вирусов, касающихся истории, я не дошел до мысли, что кому-то может придти в голову с их помощью заниматься прямым растлением молодежи. Жаль, но оказывается, что и такое возможно.
За "невинными" историями о сексе и наркотиках, подбрасываемыми русским детям, стоит большая политика. Латвийские власти не хотят видеть русских в своей стране. Особенно не хотят, чтобы в будущем среди них было много умных и трудоспособных людей, занимающих активную социальную позицию и способных бороться за свои политические права. И еще не хотят, чтобы русские создавали здоровые семьи и рожали
детей, с которыми потом тоже придется решать вопросы гражданства и "негражданства".
Конечно, им кажется лучшим выходом, чтобы русские росли слабоумными наркоманами и делали аборты в 14 лет, теряя детородную функцию. Сначала превратились в "граждан второго сорта", а после и вовсе вымерли как нежизнеспособная нация.
Но всякое действие порождает противодействие. Борьба за свои права, направленная против варварской политики притеснений и гонений, только сплачивает русскую общину в Латвии и других прибалтийских республиках. А особенно сильной и способной к противостоянию она становится, когда чувствует за спиной поддержку исторической родины, оказываемую словом и делом.
Прокомментировал это событие в эксклюзивном интервью корреспонденту KM.RU Алексей Чернышов, зампред думского комитета по образованию и науке Госдумы РФ.
- Как
Россия должна отреагировать на стремление латышских властей развратить русскоязычных школьников?
- Я считаю, что действия латвийского правительства, направленные на развращение русскоязычной молодежи при помощи школьных учебников, безусловно, должны быть жестко откомментированы российским руководством. Однако, на мой взгляд, наиболее эффективно на страны Балтии повлияли бы экономические рычаги воздействия, которые позволили бы добиться комплексного решения проблем русскоязычного населения. Мы должны создать для русских все условия по возвращению их на родину и по обучению их в России.
В то же время я вижу, что такое отношение к русскоязычному населению во многом объясняется нашими собственными ошибками, когда мы безоглядно взяли курс на вестернизацию как в повседневной жизни, так и в воспитании молодежи. Тогда как сохранить русский народ можно только бережно сохраняя национальную самоидентификацию. А значит прибалты позволяют себе демонстрировать в учебниках худшие образцы западной "культуры", от которой они своих детей берегут.
- Нужна ли адаптация детей к таким социальным бедам, как наркомания и проституция?
- К сожалению, с подобного рода "адаптацией к современным реалиям" дети сталкиваются не только в Прибалтике, но и во многих российских регионах на уроках валеологии - науки о выживании. Там детям действительно рассказывают о проституции, наркомании и других реалиях жизни, но, на мой взгляд, это вредное западное заимствование.
Таким образом, мы нарушили свой национальный иммунитет. Мы сами оказались виноваты в том, что наша страна бомбардируется западными учениями, чуждыми нашему менталитету. Поэтому нам необходимо сделать упор в российском образовании на национальную культуру, краеведение и историю Отечества. Тогда и наши соседи будут более уважительно к нам относиться. Ведь это продемонстрирует всему миру, что в России миновала пора отрицания собственной истории, но началось возрождение нации.
Александр Пугаченко, Марина Долина