Чиновники аппарата президента РФ готовят поправки в законодательство по борьбе с коррупцией в правоохранительной системе и судах.
Пакет поправок, подготовленный президентским полпредом в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком, который даже называют "судебной реформой-2", уже одобрен Минюстом и кабинетом в лице первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Однако эксперты сомневаются в эффективности предложенных мер и в том, что законопроекты вообще будут внесены в Думу.
Поправки частично пересматривают положения прошлой судебной реформы 2001 года, подготовленной тем же Козаком. Как и раньше Дмитрий Козак продвигает идею силового бюрократического контроля над судами и правоохранительными органами. По словам источника "Коммерсанта" в Кремле, пакет антикоррупционных поправок подготовлен Дмитрием Козаком в ответ на поручение президента, прозвучавшее в связи с нашумевшим докладом полпреда о положении дел на Северном Кавказе. По мотивам того доклада Дмитрий Козак выступил с целым рядом инициатив федерального масштаба, в частности с идеей внешнего управления в регионах-банкротах.
В очередном пакете законодательных инициатив Козак, во-первых, предлагает обязать судей и сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры декларировать свои доходы.
Полпред также хочет коренным образом поменять порядок привлечения судей к уголовной ответственности. Для этого больше не потребуется согласия квалификационных коллегий судей, а решение о возбуждении уголовного дела будет принимать прокурор субъекта РФ. Заключение же будет давать председатель Высшего суда в регионе единолично. Таким образом, основная новация заключается в том, что устанавливается единый порядок привлечения судей к ответственности независимо от их ранга, будь то судья районного, Конституционного или Верховного суда.
Как отмечает издание, сегодня возбудить уголовное дело против судьи может только генпрокурор по заключению коллегии из трех судей и согласию квалификационной коллегии. Этот порядок практически не позволяет привлекать судей к ответственности. Предлагается также упростить арест судьи. Кроме того, на судей в полном объеме распространяются "требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы".
По данным "Коммерсанта", поправки Козака запрещают сотрудникам МВД и прокуратуры занимать одни и те же руководящие посты на местах больше пяти лет подряд. Но на самом деле речь идет об оформлении сложившейся практики: МВД, ФСБ и прокуратура проводят ротации своих местных начальников, чтобы те не обрастали коррупционными связями. Впрочем, в МВД эта практика дает сбои на местах, в частности, в "вотчине" Дмитрия Козака - в Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа. Так, Хачим Шогенов возглавляет МВД Кабардино-Балкарии с 1992 года, а главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедова не меняли с 1998 года.
Полпред предлагает также увеличить функции следствия. Следователи получат дополнительные основания для слежки и прослушек (если есть подозрение в коррупции), а сроки досудебных проверок вырастут с трех до десяти дней. Одновременно будет серьезно расширен арсенал этих проверок, фактически в него войдут все неотложные следственные действия: осмотры, освидетельствования, изъятия ценностей, документов, денежных средств. При этом следователю уже не понадобится виза прокурора для возбуждения уголовного дела. Эта мера была введена новым Уголовно-процессуальным кодексом в 2001 году и в целом себя не оправдала, обернувшись, по мнению экспертов, ненужными техническими сложностями.
В рамках борьбы с "телефонным правом" всем сотрудникам органов и судьям вменяется в обязанность подавать рапорт или записывать в специальную книгу учета о случаях "склонения к необъективному и (или) незаконному исполнению обязанностей", отмечает издание. Но скептики не верят, что это даст эффект. "Это смешно, - комментирует Андрей Похмелкин из независимого экспертного совета. - Взятки они декларировать не будут, а медиативные структуры -
комиссии по разрешению "конфликтов интересов" - в вертикальной системе правоохранения, основанной на подчинении, абсолютно бессмысленны".
Ситуация с "телефонным правом" либо не изменится, либо просто выйдет за пределы зданий ведомств. "Судьям и так никто не звонит. Звонят председателям судов", - объясняет адвокат Анна Паничева. Огромные полномочия и влияние председателей судов, назначаемых президентской администрацией, подвергаются сегодня самой жесткой критике. Именно через председателей судов в конечном счете исполнительная власть устанавливает контроль над судебной. "Не будет тотального влияния исполнительной власти на суды - не будет и коррупции", - уверен юрист Похмелкин.
Таким образом, речь идет о снижении гарантий для судей и о частичной ревизии судебной реформы 2001 года, которую нынешний полпред в ЮФО тогда проводил в жизнь в ранге заместителя главы администрации. Судьи, естественно, принимают эти поправки в штыки и не верят, что закон может быть в таком виде даже внесен в Государственную думу. "Я абсолютно уверен, что в таком виде законопроект принят не будет, - заявил председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко. - Если идеи законопроекта будут реализованы, судья будет защищен меньше, чем обычный гражданин".
По словам председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, к проекту в целом он относится отрицательно. Устраивает его лишь положение об обязательном декларировании судьями и кандидатами в судьи имущества и доходов. Такая поправка, впрочем, уже подготовлена самим ВАС и внесена в Госдуму.