В большей степени интеллект ребенка зависит от количества детей в семье и возраста его матери, считает автор исследования Аарон Вичмэн (Aaron Wichman).
Об этом сообщает журнал Personality and Social Psychology Bulletin.
Результаты, полученные учеными из Университетов Огайо, Оклахомы и Северной Каролины, противоречат данным более ранних исследований, свидетельствовавших о том, что старшие дети в большинстве случаев умнее своих младших братьев и сестер.
По словам Вичмэна, в предыдущих исследованиях была допущена одна и та же важная ошибка: ученые сравнивали между собой
детей из различных семей, поэтому найденные ими закономерности объяснялись не различиями между братьями и сестрами, а различиями между детьми из многодетных семей и семей с 1-2 детьми."Третьи и четвертые по
счету дети рождаются в многодетных семьях, и условия воспитания в подобных семьях имеют ряд недостатков, которые впоследствии негативно сказываются на умственном развитии детей", - сообщил ученый. - "В действительности, если взглянуть на большие семьи, то ребенок, родившийся четвертым, обладает примерно такими же умственными способностями, как и ребенок, родившийся первым. Но все эти дети не столь интеллектуально развиты, как дети из маленьких семей".В исследовании были использованы данные 3000 семей, принимавших участие в американском национальном
опросе, проводившемся в период с 1986 по 1998 год.
Все дети, участвовавшие в исследовании, проходили тесты на интеллект. Тесты включали задания по математике и два задания по чтению - на способность прочитать текст и понять смысл написанного.По результатам тестов, ученые сравнили умственные способности детей из одной семьи, на момент когда они достигали 7-8 лет и 13-14 лет. В качестве показателя, определяющего различия между семьями, был выбран возраст
женщины на момент рождения первого ребенка. По словам Вичмэна, женщины, родившие первого ребенка в более раннем возрасте, как правило, менее образованы, имеют большее количество детей, более низкий
доход и другие факторы, отрицательно влияющие на интеллект детей.После того, как исследователи учли возраст матерей на момент рождения первого ребенка, выяснилось, что в семьях, где этот показатель был одинаковым, все дети имели примерно равные умственные способности.Аналогичные данные были получены и в случае, когда в качестве управляющей переменной был выбран размер семьи."Нет никаких доказательств существования взаимосвязи между порядком рождения и умственными способностями детей в пределах семьи. На самом деле важен не порядок рождения, а ситуация в семье и генетические особенности", - заключил Вичмэн.