Диспетчеров, которые вели самолет на посадку в ту злосчастную ночь, неусыпно охраняют правоохранительные органы. Отстранять их от работы посчитали неправильным решением:
на данный момент у госкомиссии нет никаких данных о том, что диспетчеры хоть как-то виновны в крушении аэробуса.
Генеральный директор Черноморского филиала ГУДП "Авиация Юга" (именно так называется предприятие, в ведении которого находится работа авиадиспетчеров) Александр Емельяненко не стал отправлять подчиненных и в отпуск. И на днях диспетчеры снова (в порядке своей смены) заступили на вахту. Они вновь ведут рейсы - впервые со дня крушения ереванского лайнера.
В смене авиадиспетчеров обычно работает 10-11 сотрудников одновременно. Но в тот день "на канале" (так называют здесь рабочее место перед экранами радара) сидели четверо. Трое диспетчеров и старший смены - руководитель полетов.
- Я сама выпускала их в тот день на работу, - рассказала "Жизни" не пожелавшая назвать своего имени сотрудница медпункта аэропорта Сочи. - В мои обязанности входит медосмотр авиадиспетчеров перед каждой сменой, и если хотя бы что-то не так, то допуск "к каналу" был бы запрещен.
Медик вспоминает, что претензий к авиадиспетчерам у нее в тот день не возникло. К тому же все, по ее словам, очень опытные люди.
- Двое прослужили в своих должностях по 15 лет, а третий - вдвое больше, - говорит
женщина. - Опыт - это очень важно, если учесть, что они работают по 14 часов. И все это время от них зависит судьба сотен людей.
В коридорах и кабинетах правоохранительных органов Сочи и Адлера идет напряженная работа. На плечи следователей легла огромная ответственность - докопаться до истины. Ведь, может быть, только она одна сейчас способна успокоить сердца убитых горем родственников погибших.
Между тем в картине произошедшего до сих пор сплошные загадки. Два дня назад медики отправили в Ереван три гроба с телами людей, не значившихся в списках пассажиров упавшего лайнера. Это совсем не те фамилии, которые не прошли в тот день регистрацию из-за проблем с документами. А совершенно другие лица, которые уже опознаны родными. Как они попали в самолет?
Следователи до сих пор не могут прийти к единому мнению: почему тело известного бизнесмена Атома Костаняна, летевшего бизнес-классом, оказалось в хвосте самолета. Тело миллионера нашли вместе с телами двух стюардесс, также обслуживающих бизнес-класс. Если учесть, что пассажиры рейса буквально до последней минуты не подозревали о предстоящем крушении, то версия о том, что стюардессы специально эвакуировали миллионера в хвостовой отсек, отпадает.
- А если в салоне самолета царил такой бардак, то какой же бардак царил тогда в кабине пилота? - вслух рассуждают в коридоре перед очередным заседанием
комиссии два следователя.
- Такой бардак, из-за которого пилот повернул лайнер не в ту сторону, когда ему потребовалось сделать второй круг.
В Сочи много лет бытует анекдот. Как узнать о том, что у штурвала самолета ереванец? Ответ: спереди самолета приделан бампер от джипа, а окно пилота опущено и из него непринужденно, словно у таксиста, свешивается рука пилота. Теперь чья-то шутка приобрела зловещий подтекст.
Как удалось узнать, следователи собрали уже много показаний, свидетельствующих о том, что пассажиры А-320 могли стать жертвами банального лихачества пилота.
Как следует из показаний, пилот, получив информацию о том, что над второй полосой видимость лучше, начал делать разворот, чтобы зайти на посадку со второй попытки. Но повернул не направо, как это требуют все предписания, а налево. Эта ошибка стала роковой. По мнению специалистов, это и вывело из строя бортовой компьютер, запрограммированный на противоположную другую команду, о существовании которого пилот, по всей видимости в тот момент просто забыл. К тому же сбой компьютера произошел на фоне резкой потери скорости.
- На такой скорости падает даже велосипед, теряя равновесие, не то что самолет! - свидетельствуют специалисты.
Со дня крушения самолета диспетчеров злосчастной смены допросили сотни людей. Создана комиссия по расследованию причин авиакатастрофы на федеральном уровне. Но уже сейчас можно говорить о том, что во всем виноват "человеческий фактор".