Голливуд в панике. Кинозвезды с ужасом ждут нашествия "вактеров" - "виртуальных актеров". Том Круз уже потребовал от властей законодательно разграничить амплуа живых артистов и их виртуальных конкурентов.
Виртуальная кинозвезда - мечта любого продюсера. Она сказочно прекрасна (в ее внешности можно объединить лучшее от всех когда-либо существовавших
секссимволов), фантастически талантлива (в ассортименте актерских приемов собираются достижения всех великих лицедеев), никогда не стареет, способна работать 24 часа в сутки, не нуждается в 20-миллионных гонорарах, не скандалит, не требует луну с неба и шампанского в номер.
С 1985 года, когда в кино появился первый созданный на компьютере персонаж - это был оживший рыцарь с витража в "Молодом Шерлоке Холмсе" Барри Левинсона,- киноиндустрия ждет прихода "вактеров". Поначалу производство компьютерных персонажей развивалось семимильными шагами. Их созданием увлекались самые модные режиссеры - Джеймс Кэмерон, Джордж Лукас, Роберт Земекис. Производство CG-героев (CG - computer generated, "произведенные на компьютере") стремительно дешевело: с 1980-го по 2000-й соответствующие программные продукты упали в цене в 250 раз. Скорость просчитывания их мимики и движений также быстро росла.
В 1990-е CG-персонажи стали непревзойденной массовкой - вспомните тонущих пассажиров "Титаника", толпы римлян в "Гладиаторе" или демонстрации в "Форресте Гампе". Без них не обходится ни один фильм в стиле фэнтези: только на компьютере можно нарисовать таких убедительных динозавров, инопланетян и сказочных героев. CG-герои - идеальные дублеры: именно они летают на воздушном мотоцикле вместо Сталлоне в "Судье Дредде" и вместо Тоби Магуайра прыгают с небоскреба на поезд в "Человекепауке-2".
Десять лет назад Джордж Лукас уверенно заявил: "Если мы можем генерировать на компьютере животное, значит, сможем и человека".
Казалось, на рубеже XX-XXI веков его слова готовы были воплотиться в жизнь. Керри Конран в "Небесном капитане и мире будущего" "воскресил" Лоренса Оливье. Эндрю Никол сделал героиней своего фильма "Симона" виртуальную актрису. Все роли в "Финальной фантазии" Хиронобу Сакагучи и Мотто Сакакибара сыграли "вактеры".
Виртуальная старлетка созрела. Ей пришло время превращаться в полноценную кинозвезду. Но тут создателей "вактеров" ждали проблемы.
До сих пор виртуальные актеры мельтешили на общем плане. Как только программисты попытались приблизить их к зрителю, выяснилось, что на крупном плане "вактеры" абсолютно неубедительны.
Оказалось, что человеческое лицо просчитать на компьютере куда сложнее, чем любого Горлума. Поры, морщины, складки, волоски, фолликулы - для воплощения текстуры человеческой кожи самому мощному компьютеру пришлось бы работать годами. А ведь все это находится в непрерывном движении - за мимику отвечают 30 лицевых мышц, в самой простой улыбке участвует 17. Малейшая ошибка ведет к провалу. За сотни тысяч лет эволюции хомо сапиенсы так навострились различать тончайшие нюансы выражений человеческого лица, что моментально распознают фальшь в мимике "вактера".
Отдельную проблему представляют глаза: до сих пор недостаточно изучены их структура, динамика изменения зрачка, оттенки радужной оболочки и отражение света. Чтобы сделать более или менее правдоподобные глаза для доктора Октопуса в "Человеке-пауке-2", программисты консультировались с офтальмологами. Работа над приданием глазам нужной текстуры так огромна и дорогостояща, что обычно продюсеры предпочитают выкручиваться подсобными средствами: например, все агенты Смиты в "Матрице" братьев Вачовски щеголяют в черных очках.
На студии Sony Pictures Imageworks изучают отчеты оптиков, как молоко отражает солнечный свет,- это помогает понять, как отражает свет человеческая кожа. В сотрудничестве с физиками и математиками создаются новые программы движения "вактеров". Однако там, где нужно передать людские эмоции, бессильны даже ученые.
"Да, они сделали программу передачи движения, основанную на законах физики,- иронизирует Дарен Хендлер, технический директор лос-анджелесской студии визуальных эффектов Digital Domain.- Но каждый из нас может определить по походке человека, каков он - утонченный или лох. Какая физика может передать это?" Даже если научные исследования решат проблемы программистов, мощности современных компьютеров просто не хватит, чтобы просчитать все нюансы человеческой мимики и движений.
Виртуальная кинозвезда слишком дорогое удовольствие. Джеймс Кэмерон высчитал, что секунда на экране, проведенная его виртуальным персонажем Т-1000, стоит в пять раз дороже секунды, сыгранной Арнольдом Шварценеггером.
По оценкам специалистов, при нынешнем темпе роста компьютерных мощностей индустрии потребуется от 30 до 50 лет, чтобы виртуальный актер блеснул на экране в главной роли.
Само кино за полвека также изменится радикально. Оно будет предъявлять все новые требования к "вактерам".
Фильмы будущего станут интерактивными, поэтому "вактеры" должны будут взаимодействовать со зрителями. Но пока их умственные способности оставляют желать лучшего. "Вактеры" с грехом пополам научились ходить, открывать двери, реагировать на простые приказы типа "Стрелять на поражение!". Им предстоит нарастить свой IQ.
Каким станет "вактер" будущего? Сообразительным - чтобы общаться с партнерами, режиссером и зрителями.
Молодым - просчитать все морщинки на лице старого человека будет слишком накладно и через несколько десятков лет. Лысым - чтобы программистам не пришлось возиться с миллионами волос. Вопрос, будет ли у него талант, остается открытым.