Политические страсти помешали открытию памятника выдающейся актрисе Людмиле Гурченко на ее родине - в Харькове. Харьковская мэрия жаждала увековечит свою землячку.
Планировалось, что скульптурное изображение Людмилы Марковны будет установлено перед харьковским Театром оперы и балета им. Николая Лысенко. Местный ваятель Сейфатдин Гурбанов ознакомил знаменитую уроженку Харькова с эскизами и макетом будущей скульптуры. Людмиле Марковне вроде бы понравилось, при этом она хмыкнула: "...Но вообще-то юбилей у меня был 12 ноября..." Однако на открытие своего монумента приехать обещала. Работать над воссозданием в бронзе неповторимой актрисы Гурбанову, про его признанию, было нелегко. Потому как "Людмила Марковна очень неуловима - но при этом настолько богата душой, что когда передаешь чисто внешние детали, то получается как-то искусственно. А вот когда исходишь из внутреннего мира, то всё становится на свои места". Неоценимую помощь в передаче этих самых внешних и внутренних деталей Гурбанову оказал нынешний городской голова Михаил Добкин. Он учился в той самой харьковской школе, которую до него окончила Людмила Марковна и где по сей день поддерживается "культ Гурченко". Несколько лет назад знаменитая актриса приезжала на малую родину, и Добкин, тогда депутат Верховной рады, заказал знакомому фотографу серию качественных снимков. Ими-то мэр и поделился впоследствии с местным скульптором... Но когда работа подошла к концу и вот-вот должны были определить точную дату открытия памятника, в дело вмешалась политика. Дело в том, что обожатель Гурченко, мэр Харькова Добкин - представитель Партии регионов. А сам памятник делался на средства другого известного харьковчанина - мецената Александра Фельдмана, убежденного "тимошенковца". Поскольку "регионалы" со сторонниками Юлии Тимошенко разругались, всякое "совместное творчество" воспринимается нынче как измена... Чтобы не напрашиваться на упреки в пиаре политического противника, Михаил Добкин лихорадочно принялся искать выход из щекотливой ситуации. Для обоснования отказа от раскрученной идеи мэр решил обратиться к "независимым экспертам" в лице так называемого художественного совета: "Можно ли подобный монумент устанавливать там, где хочет заказчик ("ненавистный" Фельдман. - Авт.) - в районе фонтана у Театра оперы и балета им.
Лысенко - и соответствуют ли его эстетические и архитектурные особенности этой части города?" Вторая версия для отказа - памятники при жизни ставить не принято. Однако об этом надо было думать, когда проект запускался и его широко рекламировали. Да и, кстати, на Украине уже есть прижизненный памятник российского деятеля искусства - скульптор Александр Рукавишников изваял фигуру народного артиста СССР, почетного гражданина шести украинских городов Иосифа Кобзона.
Сей памятник возвышается перед входом во Дворец молодежи "Юность" в центре шахтерской столицы. И уж, наверное, бывшая супруга певца Людмила Марковна имела не меньше шансов "занять место на постаменте". Как стало известно из источников, близких к актрисе, сама Людмила Марковна относится ко всей этой истории довольно спокойно. Когда харьковчане пожелали преподнести своей знаменитой соотечественнице подарок к юбилею и сообщили о своем желании запечатлеть ее в монументе, она лишь пожала плечами: мол, подарок так подарок. Дареному коню в зубы не смотрят. Так что все перипетии с памятником - это проблемы самих дарителей, а не Людмилы Гурченко, которая и без постамента ощущает себя замечательно. |