Президент Михаил Саакашвили фактически признался, что Грузия готовится к войне с Абхазией.
Это заявление стало реакцией на принятие Советом Безопасности ООН жесткой резолюции, осуждающей Тбилиси за июльское вторжение в Кодорское ущелье и невыполнение соглашений по абхазскому урегулированию.
Дипломатическую войну, развернувшуюся в конце минувшей недели в Нью-Йорке, Саакашвили явно проиграл. Совбез принял российский вариант документа без существенных поправок. В нем выражается "озабоченность действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006-го, нарушением московского соглашения о прекращении огня 1994-го и других грузино-абхазских договоренностей в отношении Кодори".
Дальше - больше. Тбилиси следует "не допускать присутствия войск в верхней части Кодорского ущелья, избегать шагов, которые могут быть восприняты как угрожающие, и воздерживаться от воинственной риторики и провокационных действий". (Один из примеров таких действий - обнаруженные на прошлой неделе при мониторинге Кодори незаконные склады грузинских вооружений).
Резолюция подтвердила полномочия российских миротворцев в зоне конфликта (их вывода настоятельно требуют грузинские власти): "Совет подтверждает важное значение сотрудничества между Миссией наблюдателей ООН (МООННГ) и миротворческими силами СНГ, поскольку они в настоящее время играют стабилизирующую роль в зоне конфликта".
К такому повороту Саакашвили явно не был готов. До самого последнего момента он рассчитывал на поддержку
США и Великобритании, обладающих в Совбезе правом вето. Предпосылки для этого были. Предыдущий документ, который готовили российские дипломаты после начала "шпионской войны" между Москвой и Тбилиси, Вашингтон и Лондон "завернули". Но на этот раз превратить Грузию во "второй
Израиль" (сколько раз американцы спасали Тель-Авив от жестких резолюций!) у Саакашвили не получилось.
Грузинский президент метал громы и молнии. Для начала он обрушился с обвинениями в адрес России: она якобы "сделала все, чтобы получить карт-бланш на действия в Грузии в обмен на поддержку Запада в отношении КНДР и Ирана". Затем перешел к угрозам: "Любая попытка вырвать Верхнюю Абхазию (так с некоторых пор грузинское правительство именует Кодори. - "Известия") из рук грузинского руководства будет жестко пресечена". "Пресекать" ее президент намерен при помощи репатриантов. Он призвал всех грузин, живущих в России, "вернуться на родину, чтобы начать строить новую страну". И, наконец, самое главное: Саакашвили признался, что собирается "вернуть всю Абхазию".
Едва ли президент имеет в виду "мирное воссоединение". В это не особо верится - тем более на фоне заявлений главного грузинского "ястреба", министра обороны Ираклия Окруашвили, пообещавшего встретить Новый год в столице другой "сепаратистской республики" - Цхинвали. Правда, воевать на два фронта грузинская армия, насчитывающая чуть более 20 тысяч, вряд ли сможет. И вопрос сейчас в том, кто все-таки будет первым.
Посредником станет Киев?
Посредником в урегулировании споров между Москвой и Тбилиси может стать Киев. По крайней мере, именно этого добивается спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, предложившая своему украинскому коллеге Александру Морозу передать ее просьбу о встрече российской стороне. "Бурджанадзе хочет перевести дискуссию в конструктивное русло, она рассчитывает на встречу руководителей Грузии и России - в Тбилиси или
Москве", - сообщил Мороз, проводивший в конце прошлой недели переговоры в российской столице.