Российская Информационная Сеть
23 октября, 12:12

Российские СМИ: Путин в Европе был "вооружен и опасен", лидеры ЕС уехали аутсайдерами

Российские СМИ: Путин в Европе был "вооружен и опасен", лидеры ЕС уехали аутсайдерами В преддверии официальной встречи Россия - ЕС, которая пройдет 24 ноября в Хельсинки, в минувшую пятницу в финском городе Лахти состоялся неофициальный саммит Россия-ЕС.

Несмотря на то, что российский президент был на этой встрече всего лишь гостем, именно Владимир Путин, похоже, стал главным персонажем саммита. Многие ждали, что эта встреча будет достаточно агрессивной по отношению к российскому лидеру.

На саммите российский президент подтвердил, что Россия не намерена подписывать Энергетическую хартию, назвал причину российско-грузинского конфликта. Источники "Независимой газеты" отмечают, что президент на пальцах объяснил, почему Россия недовольна оператором проекта "Сахалин-2", сколько незаконных мигрантов было выслано из России с начала года, и, наконец, надавил на самую больную мозоль Евросоюза. Глава РФ с удовольствием напомнил объединенной Европе, что в сфере энергетики национальный эгоизм зачастую выше декларируемых принципов. "Вы слишком хорошо знаете эту сторону деятельности ЕС и выбираете весьма болезненные темы", - процитировал ответную реплику финского премьера Матти Ванханена один из участников неформального обеда.

Однако именно лидеры стран ЕС уехали из Лахти аутсайдерами. Встреча в Лахти показала, что лидеры ЕС не сложили оружия. В пятницу они просто не стали вступать с Владимиром Путиным в бой (возможно поняв, что на этот раз он вооружен и очень опасен), а отошли на заранее подготовленные позиции. Главное, ни у кого из участников этой истории не вызывает сомнений: это война, пишет "Коммерсант".

Российский президент интересовал всех, констатирует "Время новостей". "Что вы скажете Путину?" - кричали журналисты, встречавшие прибывавших на саммит евролидеров. Те в ответ молча улыбались и махали ладошкой. Очевидно, если бы не Путин, не рванула бы в Лахти такая армада прессы со всего континента.

На страницах первой же раскрытой финской газеты внушительное количество печатной площади было отдано Владимиру Путину. Портрет российского президента украшал первую полосу. Следом целый разворот занимала статья про него же, затем следовали еще две заметки с упоминанием имени нашего президента. Даже на совместной фотографии глава России оказался ровно в центре снимка в окружении европейских лидеров, пишут "Новые известия". Жаку Шираку, например, досталось место только сбоку, а польскому президенту Леху Качинскому, который, мягко говоря, не относится к поклонникам всего российского, пришлось выглядывать из-за плеча Владимира Путина.

Репортеры готовились к политической корриде, где респектабельная Европа будет терзать хозяина Кремля. Ведь именно жесткий разговор с Путиным предрекал за несколько дней до саммита председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Он обещал спросить с него за притеснения грузин в России, за убийство Политковской, за отказ от ратификации Энергохартии для Европы.

"Европейцы едут в Финляндию стиснув зубы и нахмурив брови: они все больше опасаются действий России и при этом боятся, что энергетическая зависимость от России дает им мало козырей", - указывало агентство UPI. Похоже, что Путин представлял себе смену настроений среди лидеров ЕС, решив, к полной неожиданности для них, спутать карты. Вместо того чтобы начать, как предполагалось, свое выступление на ужине с десятиминутной речи о перспективах энергетического сотрудничества России и Европы, он попросил задать ему сначала все вопросы, которые есть у коллег. Разумеется, спросили про Грузию и Политковскую. Как в точности Путин ответил, неизвестно. Однако, очевидно, очень близко к тому, как отвечал на эти вопросы затем на пресс-конференции. Ведь если бы было иначе, ориентированные "на общественное мнение Европы" евролидеры его тут же бы дополнили.

Владимир Путин, принимая приглашение приехать в Лахти, вероятно, не предполагал, насколько тяжелым для него станет "демократический" пакет, позволяющий ЕС настойчиво призывать к наведению "порядка в российском доме". Иначе - как вести дела с таким партнером, от которого можно ожидать чего угодно? Ведь Путин предложил не просто новое соглашение о сотрудничестве, а стратегическое партнерство, пишет "Новая газета".

Путин: нас беспокоит проблема "безопасности спроса" на российские энергоносители в Европе

На неформальном саммите европейцы предприняли очередную попытку убедить Москву присоединиться к договору Энергетической хартии. Однако Путин в очередной раз дал понять, что ратифицировать невыгодный договор в нынешнем виде Россия не собирается. "Мы не против тех принципов, которые заложены в Энергетическую хартию, но мы считаем, что должны быть уточнены некоторые положения в этой хартии либо разработан новый документ", - заявил Путин после переговоров с лидерами стран - участниц ЕС.

Но председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу стоял на своем. По его мнению, чтобы повысить уровень доверия в отношениях России и Евросоюза, должны преобладать транспарентность, открытость рынков и доступ к ним. "Это применимо и к энергетике", - добавил Баррозу. А напоследок он призвал участников саммита не допустить, "чтобы вопросы энергетики раскололи Россию и Европу, как это в свое время сделал коммунизм".

В ответ Путин предложил начать переговоры о заключении Договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией вместо старого, срок действия которого истекает в следующем году. Аргумент президента России был искрометным, иронизирует "Коммерсант". Владимир Путин поблагодарил коллег за то, что они чрезвычайно много сделали для развития капитализма в России. Теперь они, дал понять президент России, вынуждены пожинать плоды своей же работы: им, лидерам капиталистических стран, надо разговаривать с Россией как с бизнес-партнером, безо всяких скидок. А сама Россия уже начала с ними так разговаривать.

Именно за ужином, по информации издания, президент России, пожалуй, впервые сформулировал, что такое "энергетическая безопасность" для России. Главной своей озабоченностью он назвал проблему "безопасности спроса" на российские энергоносители в Европе. Очевидно, что это был тщательно подготовленный ответ на упреки в "безопасности предложения", которое делает Россия Европе и от которого та не может отказаться, и своего рода психическая атака на лидеров стран ЕС, не прошедших, в отличие от Путина, горнило газовой войны с Украиной.

На пресс-конференции после ужина президент России сразу заговорил на эту же тему - о "безопасности спроса": "Я обратил внимание наших коллег на то, что если, скажем, по газу Евросоюз покрывает за счет российских поставок 44% своих потребностей, то в общем экспорте российского газа 67% - это европейские поставки, поставки в Европу. Это значит, что по сути-то своей Россия сегодня даже больше зависит от европейских потребителей, чем потребители от своих поставщиков.

Однако европейские лидеры психической атаки не выдержали. Баррозу, придя к журналистам, улыбался совершенно не многообещающе, Матти Ванханен был показательно тих и печален. Баррозу в своем заявлении, по-моему, исчерпывающе охарактеризовал Путина, заявив, что встречался с ним как с "глобальным игроком, имеющим глобальную ответственность". Ванханен рассказал, что лидеры ЕС хорошо поужинали с Владимиром Путиным и что они с самого начала не собирались принимать никаких решений. "Европейский союз намерен выстраивать тесное и взаимно сбалансированное, долгосрочное, выгодное энергетическое сотрудничество с Россией, - сказал Матти Ванханен.

Саммит в Лахти показал, что ни ЕС, ни Россия не намерены идти на компромиссы в вопросах энергетики, сказал "Ведомостям" Александр Рар из Германского совета по внешней политике. "Европа отстаивает старые подходы к сотрудничеству с Россией, сформированные еще в 1990-е годы, а Россия все более закрывает свой рынок", - объясняет эксперт. Отсутствие договоренностей в энергетической сфере ставит под угрозу заключение нового договора России и ЕС взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истекает в декабре 2007 года. Хотя в последний момент Россия и ЕС могут пойти на уступки, предполагает Рар.

Сближать позиции и выводить их в новый СПС придется уже в следующем году, когда председательствовать в ЕС будет Германия, отношения с которой у России наиболее благоприятные, чем с любой другой страной объединенной Европы, констатирует "Российская газета".

Саммит СНГ в ноябре станет удобной "площадкой для рандеву Путина и Саакашвили

После этого президент России получил вопрос про Грузию. Он, разумеется, готовился и к этому вопросу. "К нашему великому сожалению и крайнему беспокойству, - заявил он, - ситуация развивается в направлении возможного кровопролития. Грузинское руководство сегодняшнее стремится к восстановлению территориальной целостности военным путем, о чем практически в открытую заявляет. А давайте обратим внимание, о ком идет речь. Речь идет о совсем малых народах Кавказа. Осетинского народа в Южной Осетии проживает где-то 70 тысяч человек всего. Но уже 40 тысяч беженцев. В Абхазии проживает всего 150 тысяч человек. Это государственные образования, народы, гораздо меньшие, чем сама Грузия. Вот в чем беда и трагедия. Нам с вами надо предотвратить кровопролитие в этом регионе". Таким образом, все последние проблемы в российско-грузинских отношениях связаны с намерением предотвратить кровопролитие.

Путин отвечал так, как будто и не слышал ни о какой "озабоченности" ЕС по поводу экономической блокады Грузии со стороны России, притеснений грузин на российской территории. Видимо, к этим темам относилось его замечание о создавшемся у него впечатлении: "Нас сознательно уводят в другую сторону дискуссии". Проблема же "не в отношениях между Россией и Грузией", "проблема в отношениях между Грузией и Южной Осетией, между Грузией и Абхазией", заявил Путин. И "вопрос совсем не в каких-то зловредных кознях России". Российский президент предупредил, что "бояться надо кровопролития в регионе", потому что "грузинское руководство стремится к восстановлению территориальной целостности силовым путем, о чем оно практически в открытую заявляет".

Выступившая на следующий день в Мадриде спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе назвала это "попыткой сместить акцент проблемы", пишет "Время новостей". "Я впервые узнала, что между Россией и Грузией не существует проблем", - не без иронии заметила она. А президент Грузии Михаил Саакашвили и вовсе не нашел разницы между "лахтинскими" заявлениями Путина и словами российского экс-министра обороны Павла Грачева, сказанными в 1992 году в разгар грузино-абхазской войны: "Грузины перекрасили свои самолеты и сами бомбят свои города в Абхазии, а мы тут ни при чем..."

Между тем Путин произнес в Лахти и другую фразу, которая, как стало известно, не слишком понравилась теперь уже в Абхазии и Южной Осетии: "Нужно набраться терпения, нужно аккуратно возвращать доверие друг к другу и строить общее государство". Путинские слова про "общее государство", не оставляющие надежд на признание независимости Абхазии и Южной Осетии, как и замечание про "удовлетворение сигналами, говорящими о желании грузинского руководства двигаться в обратную сторону, - улучшения межгосударственных (российско-грузинских) отношений", должны были понравиться европейцам. Говорил же перед встречей с Путиным Солана о стремлении подтолкнуть Москву и Тбилиси к возобновлению прямых переговоров на высшем уровне.

Президент Грузии ответил в субботу. Он тоже не обманул ожиданий верховного представителя ЕС. "Мы готовы к диалогу с российским руководством. Захотят говорить сегодня - будем говорить сегодня, для разговора многое накопилось", - заявил Саакашвили. Теперь становится ясно, какие цели среди прочего преследовало неожиданное решение о переносе саммита СНГ с середины октября на ноябрь. Как заметил "Времени новостей" информированный источник в российском МИДе, более удобную "площадку" для рандеву Владимира Путина и Михаила Саакашвили найти будет в ближайшее время сложно.

nbsp;RIN 2000-