26 января, 17:50
В Москве в четверг на 43-м году жизни скоропостижно скончался один из ведущих российских кинооператоров Андрей Жегалов.
Он возвращался с выбора натуры для своей новой киноработы. В пути с ним случился обширный инфаркт. Медики не смогли спасти мастера.
Как правило, имена кинооператоров знают лишь киноманы, для которых имеют значение не только громкие имена режиссеров и актеров, но и работа за камерой. А между тем именно она становится зачастую одной из гарантий успеха фильма, его зрелищности и того, насколько картина способна заворожить зрителя.
Многие кинокритики и обозреватели утверждают, что едва ли не половина громкого успеха "Острова", стала заслугой Жегалова. Так, например, автор "Российской газеты" Валерий Кичин написал о нем и его работе: "Фильм "Остров", на мой взгляд, сделал оператор Андрей Жегалов. Это ему принадлежит античность северных пейзажей, полнее актеров выражающих состояние души персонажей. Актерам на фоне этих живописных шедевров оставалось просто быть, остальное делала кинокамера. Более пронзительной операторской работы - работы истинного художника - в нашем кино я не помню уже много лет".
За "Остров" Жегалов был номинирован на премию критиков "Белый слон" и, разумеется, на "Золотого орла" - премию национальной киноакадемии России.
Режиссер картины Павел Лунгин подчеркнул: "На протяжении съемок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актеры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности".
Конечно, было бы несправедливо считать, что "Остров" был главным фильмом Жегалова. Он очень много работал на телевидении и снял там самые первые сериалы, победившие "Просто Марию": "Улицы разбитых фонарей", "Убойная сила" и прочие. "Менты" создали основу для успеха отечественного развлекательного телевидения.
С Александром Рогожкиным Жегалов снял "Особенности национальной охоты" и "Кукушку". "Кукушка" была одним из первых отечественных фильмов, собравших хорошую кассу в российском прокате. Картина неприятным и скандальным образом не была выдвинута на премию "Оскар" от России, хотя получение номинации было более чем вероятно. Жегалову эта зимняя военная история принесла Госпремию.
Ну и "Турецкий Гамбит" Бекмамбетова. Яркая экспрессивная "картинка", выстроенная Андреем Жегаловым, сделала неоценимо много для успеха первой экранизации эпопеи об Эрасте Фандорине.
Кроме того, есть не так много попыток снять кино в стилистике какого-нибудь великого художника. Можно вспомнить "Девушку с жемчужной сережкой", воспроизводящую веермеровские портреты и голландские натюрморты, и цитирующего Ван Гога "Турецкий гамбит" с его подсолнухами, казаками, пейзанами и пейзажами.
Последним завершенным проектом Жегалова был фильм Лунгина о Рахманинове - "Ветка сирени". Он только начал работать над выбором натуры для картины Карена Шахназарова.
Знаком признания высочайшего мастерства Жегалова и особенно его работы над "Островом" стала номинация на российскую кинематографическую премию "Золотой орел". Ее вручение должно было состояться в эту субботу. Однако ныне кинематографисты смогут лишь почтить память мастера, но не воздать ему еще раз должное при жизни.
О смерти оператора сообщил Сергей Сельянов, продюсер компании CTB. По его словам, все случилось очень быстро: "Произошло это в Москве на Ленинском проспекте, за сорок минут. Умер Андрей от инфаркта. Из-за пробок не смог вовремя попасть в больницу, вели его пешком, вроде бы успели поставить капельницу, но было поздно уже. Обидно. Москва, вроде все относительно близко, но, тем не менее, не успели".
Андрей Алексеевич Жегалов родился 27 мая 1964 года в Ташкенте. В 1991 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А.В. Гальперина). С 1990 года работал на киностудии "Ленфильм".
Андрей Жегалов был оператором таких известных российских картин как "Особенности национальной охоты", "Кукушка", "Турецкий гамбит", "Остров" и многих других. Много работал на телевидении: снимал, в частности, сериалы "Улицы разбитых фонарей" (1 и 2), "Убойная сила" (2, 3 и 4). Последний завершенный фильм Жегалова - "Ветка сирени" - о жизни композитора Рахманинова, который снимал режиссёр Павел Лунгин по заказу телеканала "Россия".
Лауреат престижных кинематографических премий. В 1994 году выиграл конкурс профессиональных премий к/с "Ленфильм" и Ленинградского отделения Союза кинематографистов (Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу, фильм "Замок").
В 1996 году отмечен призом "Зеленое яблоко - золотой листок" (за лучшую операторскую работу, фильм "Особенности национальной охоты").
В мае 2004 года был награжден Государственной премией в области литературы и искусства за фильм "Кукушка". За работу над фильмом "Остров" был выдвинут на соискание награды "Золотой орел" за 2006 год, премию кинокритики "Белый слон".
Похороны Жегалова состоятся в следующий понедельник на Хованском кладбище.
Справка. По нормативам "скорая помощь" должна добираться до пациента за 15 минут. Но в Москве не предусмотрены резервные полосы для специального транспорта, хотя разговоры об их создании ведутся давно. По закону, водители, не уступающие дорогу транспорту с включенными проблесковыми маячками, должны лишаться прав на срок до трех месяцев. В Европе и США эта проблема решается при помощи полос для спецтранспорта. В экстренных случаях разрешается выезжать на полосу для велосипедистов и пешеходов.
Каждый пятый погибший в ДТП умер из-за неоказания ему своевременной медицинской помощи. Эту проблему могли бы решить аэромобильные группы в составе работников ГАИ и медперсонала. Для этого планируется использование легкомоторной авиации, прежде всего вертолетов. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге уже существуют такие бригады. Но их количество не позволяет оказать помощь всем. В первую очередь - самые сложные случаи.