Российская Информационная Сеть
28 января, 12:07

Кто виноват в том, что имидж России на Западе достиг катастрофического минимума

Кто виноват в том, что имидж России на Западе достиг катастрофического минимума На сей счет в Кремле и на Западе существуют диаметрально противоположные взгляды. Фактически, можно уже начинать говорить о новой "холодной войне" - войне имиджа.

Кремль считает себя жертвой агрессии, в которой во главе наступления идут западные средства массовой информации. Иными словами, Кремль может говорить о том, что Запад спустил на Россию свору молодых и злобных псов - своих новых союзников из числа бывших республик и сателлитов Советского Союза. Они подняли громкий лай, а их хозяева стоят в стороне и довольно потирают руки. В общем, Кремль оскорблен и возмущен до глубины души, совсем как ребенок. Он ведь не сделал ничего плохого!

Ничего плохого? Теперь возмущается Запад. Кто использует газ, чтобы выкручивать руки своим соседям - Грузии, Украине, а теперь и Белоруссии? Кто проводит кампанию этнических чисток среди тех же самых грузин? Кто убил независимую журналистку Анну Политковскую и отравил Александра Литвиненко на глазах у всего мира? Кто ведет двойную игру в Иране?

Пункт за пунктом Кремль отвергает все обвинения. Он не обращался дурно со своими соседями - это чисто коммерческие вопросы, более того, возникающие на территории, находящейся в сфере российских интересов. Убийства совершенно очевидно были выгодны врагам Кремля, и видимо были заказаны политическими эмигрантами. И так далее.

Кремль постоянно готов делать все для улучшения своего имиджа. Он потратит миллионы на масштабные пиар-кампании. По данным из неофициальных источников, Кремль израсходовал 15 миллионов долларов на связи с общественностью и формирование общественного мнения во время саммита Группы восьми в Санкт-Петербурге в 2006 году.

На этой неделе заговорили о выделении 11 миллионов долларов на восстановление доброго имени `Газпрома` после его успешной газовой войны с Александром Лукашенко, которая так напугала европейских потребителей. Мир опять будут убеждать в том, что Россия это не только `Газпром`, но также и замечательный теннис, прекрасные музыканты, великолепный балет; что это родина Кандинского, Достоевского, Рахманинова, Пастернака. Действительно, такая Россия существует, и никто с ней не ссорится. Но почему нужно постоянно за ней прятаться?

Нынешний конфликт имиджа имеет два источника - политический и психологический. Он связан с историческими ценностями российской нации. Уже в конце правления Ельцина россияне разочаровались в Западе, который сейчас считают вероломным и подозрительным. Кремль начал поиски новой российской национальной идеи.

Путин провозгласил эру порядка, в котором крайне нуждалась Россия, и нация начала испытывать сильное стремление к возврату утраченного статуса великой и влиятельной страны. Это было несколько преждевременно, однако приток нефтедолларов, укрепление среднего класса и рост потребительского общества убедили власти, что такое возможно.

Россия никогда не была так богата, как сейчас. Возможно, это в основном удача, но фактом также является и то, что население в подавляющем большинстве поддерживает Путина. Могло бы быть довольно неплохо, посчитай Путин возможным присоединиться к демократической элите, поднявшейся при перестройке. Но он считает ее ответственной за хаос и утрату престижа при Ельцине.

Поэтому он собрал тех, кого считает неподкупной силой - своих товарищей из КГБ, чтобы повести борьбу с олигархией, мафией, коррупцией, моральным, социальным и экономическим кризисом. Он также обратился к православной церкви как к потенциальному источнику морального возрождения.

В связи с этим не удивительно, что антизападные силы укрепились, мечтая о воссоздании империи. Это привело к новому мессианству, основанному на старой мечте о Святой Руси. Поэтому вполне понятно, что возник острый конфликт со сдержанным и рациональным Западом, который естественно опасается непредсказуемой России и спешит на выручку ее соседям.

Слабость нынешней российской политики не в том, что она не обеспечивает защиту национальных интересов, а в том, что имперские рассуждения России, ее стремление говорить с позиции силы в принципе непереводимо на другие языки. Это вызывает только раздражение. Когда влиятельные российские националисты считают, что Запад ненавидит нас, потому что мы святые, а там все от дьявола, это совершенно отчетливо попахивает фундаментализмом.

Очевидно, такой спокойный стратег, как Путин, предпочел бы не проводить антигрузинские погромы или убийства политических оппонентов. Но если вектор российской политики приобретает националистический, антизападный характер, это означает, что Путин умывает руки. Это означает, что русские постоянно будут искать заговоры Запада; это означает, что русские должны оставить всеобщие ценности и примириться с ситуацией, в которой доморощенные подонки считают своим долгом убивать тех, кто им не нравится.

Россия устала от поучений Запада, а Запад устал от российских скандалов. Война имиджа - это форма глубокого взаимного разочарования, преодолеть которое может лишь новое поколение российских лидеров.

nbsp;RIN 2000-