Российская Информационная Сеть
30 января, 18:28

Алексий II: Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает

Алексий II: Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает Многолетние споры о роли православия в жизни российского общества, о его месте в школе и армии, его влиянии на средства массовой информации, культуру и искусство вышли на качественно новый уровень.

В понедельник в Кремле на открытии ХV юбилейных Рождественских чтений прозвучала не точка зрения отдельных иерархов, но мнение всей Церкви. В концентрированном виде, предельно ясно его изложил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Православные должны получить возможность изучать основы веры в школе и должны быть обеспечены пастырской заботой в армии. При этом он заявил - государство должно уважать не только права меньшинства, но и большинства населения, то есть православных.

Часть речи предстоятеля Русской православной церкви касалась достигнутых за последние 15 лет успехов: в церковь идет молодежь, средний возраст верующих в середине 80-х был 62-63 года, а сейчас 44-45. Открылись тысячи храмов, сотни монастырей. Но в основном Патриарх говорил о проблемах.

Образование, по его мнению, становится сегодня товаром, функция воспитания нравственной личности утрачена. Но Алексий II с таким подходом не согласен. Он считает, что школа должна воспитывать, а боязнь увидеть в классах священника - пережиток советских времен. И, судя по его словам, нужно не только ввести в программу Основы православной культуры - предмет, с точки зрения Патриарха, культурологический и конституционного принципа светскости не нарушающий, но и идти дальше. "Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим", - заявил Алексий II.

Говоря об армии, Патриарх напомнил, что Конституцией каждому гарантировано право "совместно исповедовать религию".

Подобные предложения звучат не первый год, однако всякий раз встречают сопротивление представителей религиозных меньшинств и атеистов. Аргументы известны - нарушаются права мусульман, иудеев и просто неверующих. Но ясно, что дискуссии невозможно продолжать бесконечно.

- Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России православные, - заявил Патриарх.

Эти слова прозвучали окончательным ответом всем, кто так долго спекулирует на этой теме. В конце концов необходимость изучения религии в школах уже признана даже Советом Европы, равно как никто не воспринимает как нарушение прав человека присутствие в ряде армий военных капелланов.

В своем выступлении Алексий II затронул широкий круг вопросов - похвалил фильм "Остров", покритиковал СМИ и интернет за "поток негативной информации", высказал озабоченность сложностями оформления опекунства и усыновления, в то время как в стране насчитывается 700 000 сирот. Он призвал власти содействовать стремлению людей позаботиться о беспризорных детях, а также учредить должность уполномоченного по правам детей, наделив его широкими полномочиями. Патриарх подчеркнул, что "Церковь имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека", а попытки "сделать религию исключительно "частным делом" человека, исключить ее из общественной жизни - явление деструктивное".

Выступившие на чтениях чиновники продемонстрировали готовность сотрудничать с Церковью. Мэр Москвы Юрий Лужков назвал парады гомосексуалистов "сатанинским действом" и рассказал, что подвергся "беспрецедентному давлению" за его запрет.

- Меня даже занесли на какую-то стену позора, - похвастался градоначальник, заверив собравшихся, что и впредь будет противостоять пропаганде однополой любви и таких шествий не допустит.

Правда, он ничего не сообщил о перспективах преподавания в школах Основ православной культуры. Зато назвал Святейшего Патриарха "главным организатором, вдохновителем и примером движения вперед".

Реакция на откровения мэра о его борьбе за нравственность со стороны сексуального сообщества нетрадиционной ориентации последовала незамедлительно. Организатор неудавшегося гей-парада в Москве в мае прошлого года Николай Алексеев заявил агентству "ИНТЕРФАКС", что намерен подать в суд на Лужкова: "Мы шокированы словами господина Лужкова о том, что гей-парад является сатанинским действом, и рассматриваем слова мэра как оскорбление организаторов и потенциальных участников гей-парада. Слышать подобные сравнения в XXI веке, да еще из уст мэра крупнейшего города в Европе просто возмутительно". Одновременно он сообщил, что в понедельник организаторы московского гей-парада подали в Страсбургский суд жалобу против России с требованием компенсации в 20 тыс. евро за запрет шествия и пообещали вновь провести в Москве гей-парад 27 мая нынешнего года, причем независимо от решения столичных властей.

А на Рождественских чтениях важную для Церкви новость сообщил министр образования Андрей Фурсенко. Наконец подготовлены поправки, в соответствии с которыми учебные заведения религиозных организаций смогут выдавать дипломы государственного образца. Сейчас молодые люди, окончившие даже всемирно известные Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии, обладателями высшего образования официально не признаются. Однако о введении в школах курса Основ православной культуры министр говорил крайне обтекаемо и никаких гарантий так и не дал.

Точное число верующих подсчитать нельзя

Официальных данных о численности представителей той или иной конфессии в России не существует. Графы "вероисповедание" в паспортах нет, членских билетов в храмах не выдают, списки верующих в государственные органы не представляются. Все известные подсчеты базируются лишь на данных социологических опросов и экспертных оценках, основанных на этнической принадлежности. Например, ряд представителей Русской православной церкви утверждает, что в стране 80% русских, а стало быть, православных. Совет муфтиев России называет цифру 15-20 миллионов мусульман. Однако, судя по результатам опроса, проведенного в декабре ВЦИОМом и "Известиями", метод этнического подсчета не совпадает с социологическими данными.

Но и социологические опросы назвать абсолютно точным средством измерения нельзя. По словам заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова, в ходе социологических опросов люди зачастую отвечают в соответствии с социально одобряемыми мотивами: "Человек бережет тайну личности". В условиях роста ксенофобии многим сложно признаться в принадлежности к неправославной вере. По мнению Асмолова, касается это не только иудеев и протестантов. Он допускает, что и число мусульман может быть занижено.

Республика, живущая в согласии

Как показывает практика, в нашей стране уже давно решен вопрос спокойного сосуществования сторонников различных вероисповеданий. Один из показательнейших примеров подобного рода можно увидеть в Республике Татарстан.

Татарстан уже привычно называют регионом межконфессионального спокойствия. Здешняя государственная власть исповедует равное и уважительное отношение ко всем религиям. Так, на важных мероприятиях в республике обязательно присутствуют муфтий и архиепископ, нередко к ним присоединяются раввин, католический и лютеранский священники. Республика первой в России вернула евреям здание синагоги, прежде в ней размещался институт усовершенствования учителей. На территории Казанского кремля рядом стоят воссозданная мечеть Кул-Шариф и отреставрированный Благовещенский собор. Оба храма восстанавливали всем миром, и они распахнули свои двери верующим почти одновременно.

Такое совпадение не было случайным.

- Это символ многовекового толерантного сосуществования двух основных российских религий - мусульманской и православной, которые мирно уживаются в Татарстане на протяжении многих веков, - отметил президент республики Минтимер Шаймиев.

Он считает, что по-настоящему образованный человек должен знать основы всех мировых религий, и именно их "необходимо преподавать нашим детям". В Татарстане совместно с институтами Академии наук России и республиканской Академией наук уже разработан сигнальный вариант учебника "История религий", который планируется предложить в качестве учебного пособия для школ России. Книга рассказывает о различных вероучениях - православии, исламе, иудаизме, буддизме, о роли религии во всемирной и российской истории.

Как это было до революции

Существенным ограничением религиозного характера для неправославных подданных Российской империи была черта оседлости - иудеям запрещали проживать в крупных городах. Исключение составляли купцы первой гильдии, врачи и некоторые ремесленники (например, часовщики). В армию иудеев призывали, присягу они принимали на Библии. Военных раввинов в императорской армии не было. Производство иудеев в офицеры не допускалось (до февраля 1917 года). В тех редких случаях, когда они поступали в гимназию, от уроков Закона Божьего их освобождали.

Мусульмане также призывались в императорскую армию, причем создание отдельных подразделений было явлением нечастым. Как правило, служили вместе с православными. Присягу мусульмане принимали на Коране. Для исполнения религиозных обрядов в части приглашались муллы, а в Санкт-Петербурге были военный ахун (чин выше муллы, но ниже муфтия) и морской ахун. Цари относились к мусульманам с уважением, специально был даже учрежден орден за героизм. Основная масса мусульман предпочитала обучаться в собственных конфессиональных учебных заведениях.

Все на борьбу с невежеством!

Общественная палата подготовила доклад о пользе религии

Cегодня в Москве по инициативе комиссии Общественной палаты (ОП) по вопросам толерантности и свободы совести, которую возглавляет Валерий Тишков, пройдет совещание представителей региональных общественных организаций. Тема встречи - "Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества". В распоряжении "Известий" оказался проект доклада Тишкова, подготовленный специально для этого мероприятия.

Глава комиссии ОП по вопросам толерантности и свободы совести констатирует, что в России "исторически сложилось доброе взаимопонимание и сотрудничество между основными религиями и этническими группами", но в последние годы ситуация в некоторых регионах "вызывает беспокойство". Тишков даже привел в докладе примеры нетолерантного поведения местных властей и общественных лидеров, которые, видимо, показались ему наиболее яркими: по приказу городской администрации из Архангельска выдворили цыганский табор, а в Коми зазвучали "провокационные призывы" к обеспечению особых прав коренного населения и ограничению прав мигрантов. Больше того, автор доклада утверждает, что в России существует этнический неорасизм. Зародился он, считает Тишков, из-за фобий и невежества граждан, а вовсе не из-за социально-экономических и культурных противоречий.

В то же время масштаб проблемы не стоит преувеличивать и уж тем более нет никаких оснований говорить о расколе России на православную и мусульманскую части. Тишков убежден: "По поводу цивилизационных различий - это есть чистый и зловредный вымысел, ибо различия между россиянами на основе этничности и религии на порядок меньше того общего и схожего, что их объединяет. Не меньшим вымыслом является привязка насилия и экстремизма к обнищанию и социальной безысходности. На самом же деле образ обедневшего Кавказа или других мест чаще всего служит не причиной, а оправдательным аргументом нестабильности, криминала, сепаратизма и терроризма, а также средством выторговывать деньги из федерального бюджета".

Особенно глава комиссии ОП выделяет роль религии. Восстановление храмов, организация паломничества к святым местам - как православных, так и мусульман - все это положительные изменения последнего времени. В докладе отмечается, что в последнее время в России число религиозных организаций активно растет: если в 1996 году их было около 13 тысяч, то в 2006 году - уже более 22,5 тысячи. Все они, уверен Тишков, ведут большую социальную работу. По его мнению, "только теперь начинает наконец формироваться новая система отношений, которая давно и прочно утвердилась в европейских странах". Однако, несмотря на всю позитивную роль религии, несмотря на то что "этническая и религиозная жизнь - это дело и выбор каждого", "это право человека оставаться самим собой, быть непохожим на других", в докладе подчеркивается, что "это никак не снижает требований подчиняться общим законам".

nbsp;RIN 2000-