Российская Информационная Сеть
4 февраля, 18:47

Эксперты: Звезды российской эстрады больше не смогут заработать миллионы на выборах в Госдуму

Эксперты: Звезды российской эстрады больше не смогут заработать миллионы на выборах в Госдуму По данным экспертов "НИ", каждая ведущая партия России потратит в этом году в ходе предвыборной кампании в Госдуму более миллиарда рублей. Но изменения в избирательном законодательстве привели к переделу рынка предвыборных услуг.

Если раньше на волеизъявлении народа в основном зарабатывали политтехнологи, пиарщики и артисты, то на намеченных на декабрь нынешнего года выборах в Госдуму деньги прежде всего будут потрачены на откаты партийным функционерам и листовки с критикой оппонентов, запрещенной законом. Поэтому в первую очередь смогут неплохо подзаработать квалифицированные агитаторы, готовые стучаться в каждую квартиру и убеждать людей проголосовать за ту или иную партию. А вот эстраде в этот раз денег не перепадет. Партийные звезды будут петь по зову сердца, так что на гонорарах беспартийным артистам можно сэкономить.

Выборы в Госдуму традиционно кормили десятки тысяч людей по всей стране - от артистов и политтехнологов, чьи гонорары могли исчисляться десятками тысяч долларов, до пенсионеров и студентов, которые зарабатывали по нескольку сотен рублей в день расклейкой листовок и созданием массовки на митингах. На выборах 2003 года 23 партии официально потратили на предвыборную кампанию больше миллиарда рублей. Больше всех поиздержалась "Единая Россия" - 250 млн. рублей. Следом шли СПС (215 млн. рублей) и "Яблоко" (138 млн. рублей). Однако неофициальные расходы, по оценкам экспертов, были в 2-3 раза выше, то есть речь идет минимум о 100 млн. долларов. Так как половина Госдумы выбиралась по одномандатным округам, в стране одновременно шло 225 избирательных кампаний, в каждой из которых обычно участвовали по 4-6 кандидатов, то есть работало не меньше тысячи предвыборных штабов. По закону кандидат по одномандатному округу мог потратить на избирательную кампанию не более 6 млн. рублей, в действительности же эта сумма все так же была выше в разы. Таким образом, на выборы нынешней Госдумы было потрачено около полумиллиарда долларов. Впрочем, часто называют другие цифры - полтора-два миллиарда долларов.

Несмотря на то что благодаря стараниям чиновников Минюста партий, претендующих на места в парламенте, стало в два раза меньше, денег в этом году на предвыборную борьбу будет потрачено больше, чем четыре года назад. По мнению директора Агентства прикладной и региональной политики Валерия Хомякова, расходы на думскую избирательную кампанию 2007 года вырастут на 10-20%.

Политолог рассказал "НИ", что, хотя легальный размер избирательного фонда увеличен с 250 млн. рублей до 400 млн., все равно участники выборов в него не уложатся. С учетом того, что черная партийная касса на практике превышает размер избирательного фонда в 2-3 раза, выходит цифра в 1,2 млрд. рублей на одну партию. При этом больше всего по традиции потратят "партии власти" - "Единая Россия" и "Справедливая Россия".

"Единороссы" обоснуют необходимость больших расходов борьбой с конкурентами из "Справедливой России". Те, в свою очередь, будут оправдывать раздутый бюджет тем, что им надо любой ценой утвердиться в качестве одной из ведущих партий страны. Ожидается, что большие финансовые ресурсы сможет привлечь СПС, однако тут все зависит от того, насколько успешно "правые" выступят на региональных выборах 11 марта. Не будут испытывать недостатка в деньгах и партии-"спойлеры", призванные оттянуть голоса левого и правого электората - "Патриоты России" и "Свободная Россия". А КПРФ и ЛДПР, сколько бы у них денег не было, заработать на себе не дадут. Потому что коммунисты привыкли, чтобы для них все делали бесплатно, а Владимир Жириновский традиционно почти все деньги тратит на себя - на свои поездки и на тиражирование агитационных материалов собственного сочинения с собственным изображением.

Денег на выборы выделят больше, однако достанутся они далеко не всем. Во-первых, потому что отменены выборы депутатов-одномандатников, и на этот раз 225 мини-кампаний по всей стране не будет. Во-вторых, потому что количество партий-участников выборов составит не более 10. Директор Центра политических технологий Игорь Бунин рассказал "НИ", что весь рынок политтехнологических услуг поделят между собой считанное число PR-агентств, которые возьмутся обслуживать крупные партии. Эти агентства будут выбраны через тендер, а тендер выиграют те, кто "даст больше откат". Сколько составит подобная "благодарность" пиарщиков, г-н Бунин говорить отказался, сообщив лишь, что он сам откаты не дает. По оценкам других экспертов, размер отката может составить от четверти до трети от суммы контракта, и политтехнологи будут вынуждены согласиться с такими условиями, так как других заказчиков у них все равно нет. Таким образом, от поправок в избирательное законодательство больше других выиграли партийные функционеры.

А главными проигравшими от нововведений будут рекламщики. Если раньше в преддверие выборов у них была волна заказов на разработку фирменных стилей для десятков партий и сотен кандидатов и на съемку для них рекламных роликов, то теперь количество фирменных стилей будет ограничено количеством партий, а рекламных роликов участникам выборов понадобится ненамного больше. Не изменит ситуацию даже то обстоятельство, что формально партиям придется делить территорию страны примерно на сто округов и выставлять в каждом из них отдельный список кандидатов. Все равно предвыборная реклама сведется прежде всего к рекламе партии и ее лидера.

Среди прочих новшеств стоит отметить введенный недавно в нашей стране запрет на предвыборную критику оппонентов. Участник выборов может сколько угодно хвалить себя, но обличать противников закон не позволяет. А если при этом кто-то кого-то назовет коррупционером, он и вовсе рискует попасть в тюрьму за экстремизм, потому что таким словом в России можно назвать только гражданина, в отношение которого есть решение суда. Однако политтехнолог Марина Литвинович пояснила "НИ", что критика из предвыборной кампании никуда не исчезнет, а просто станет "черной". То есть когда по заказу кандидатов будут тайно изготовляться соответствующие листовки без указания тех, кто их сочинил и отпечатал. А так как все операции с этими листовками будут незаконными, то и расценки на них - от типографских расходов до оплаты труда разносчиков и расклейщиков - будут минимум вдвое выше официальных.

Еще на грядущих выборах будет спрос на агитаторов, способных ходить "от двери к двери" и убеждать людей проголосовать именно за их партию. По словам Валерия Хомякова, эту технологию успешно использовала партия СПС на недавних выборах в Перми, а на грядущих выборах ее могут взять на вооружение остальные партии. Причем нужны будут не "студенты, которые сунут листовки", а "люди в теме". Набор агитаторов начался уже сейчас. Их зарплата, как обещают заказчики, может составить и тысячу долларов в месяц, если агитаторы будут успевать обходить каждый день по полсотни квартир. А в день голосования можно будет заработать, устроившись наблюдателем от какой-нибудь из партий. Новый закон запретил общественным организациям и правозащитникам наблюдать за выборами, и теперь партии будут стараться расставить наблюдателей на всех участках, чтобы не допустить фальсификации голосов в пользу конкурентов.

Часть денег наверняка будет потрачена на подкуп "административного ресурса". Политолог Дмитрий Орешкин говорит "НИ", что от этого зависит, дадут ли партии проводить агитационные мероприятия на определенной территории. Причем подкуп может идти как "внизу", на уровне директора дома культуры, который хотят использовать для встреч с избирателями, так и "наверху", на уровне вплоть до заместителя губернатора. В первом случае цена вопроса составит несколько тысяч долларов, во втором может достигнуть сотен тысяч.

А вот кому, скорее всего, не удастся заработать на грядущих выборах в Госдуму, так это артистам эстрады. В прошлые кампании гонорары некоторых звезд могли достигать десятков тысяч долларов за концерт. Теперь же, по мнению директора независимого института выборов Александра Иванченко, из-за бесконечных показов по телевидению многие "любимцы публики" так надоели гражданам, что благодаря им голоса можно не приобрести, а, наоборот, потерять.

nbsp;RIN 2000-