Российская Информационная Сеть
5 февраля, 14:26

"За пределами культурного мейнстрима": умер Илья Кормильцев

"За пределами культурного мейнстрима": умер Илья Кормильцев После тяжелой болезни в воскресенье в Лондоне скончался известный российский поэт и переводчик Илья Кормильцев.

47-летний Кормильцев последние три месяца тяжело болел, британские врачи диагностировали у него рак позвоночника в четвертой стадии. "Кормильцев был настроен лечиться и бороться за жизнь, хотя врачи говорили, что надежды мало. Но он собирался бороться до конца, он и умер, сопротивляясь", - рассказал друг поэта Александр Орлов.

Илья Кормильцев родился 26 сентября 1959 года в Свердловске. По специальности он был химиком, в 1981 году окончил химфак Уральского госуниверситета, но выбрал другую стезю - творческую. В 1980-х он писал тексты для главных героев уральского рока - групп "Настя", "Урфин Джюс" и других, но известен он, главным образом, как автор песен группы "Наутилус Помпилиус". Сам поэт, однако, считал, что главный проект его жизни - еще впереди. "Самое страшное - это когда человек говорит сам себе: "ну все, все, что я хотел, я в своей жизни сделал". Мне таких людей очень жалко", - сказал он на online-конференции на сайте РИА Новости в июне прошлого года.

С Вячеславом Бутусовым и группой "Nautilus Pompilius" Кормильцев познакомился в 1983 году. К 1985 году знакомство переросло в постоянное сотрудничество, начало которому положила запись альбома "Невидимка". До самого распада "Нау" Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев оставались двумя единственными постоянными величинами группы. В последние годы отношения Вячеслава Бутусова и Игоря Кормильцева отличались разной степенью холодности. Летом 2006 года Илья Кормильцев выступил с открытым письмом, в котором критиковал Вячеслава Бутусова за то, что тот исполнял песни "Наутилуса Помпилиуса" на слете движения "Наши" на Селигере. "Я не хочу, чтобы наемные гопники, оттягивающиеся за счет налогоплательщиков, внимали стихам, которые я писал сердцем и кровью", - писал Илья Кормильцев.

В 1990-х, уже активно занимаясь издательской деятельностью, Илья Кормильцев сочинял песни в соавторстве с музыкантом "Наутилуса" и "Аквариума" Олегом Сакмаровым, а также придумал электронный проект "Чужие". В российском музыкальном пространстве не нашлось места для нового материала поэта. В интервью он клял на чем свет стоит модный рокопопс, обвиняя "Наше радио" в том, что оно "искусственно вытягивает всяких Чичериных и `Смысловые галлюцинации`" и поддерживает фильм "Брат-2", за который поэт грозился земляку - режиссеру Балабанову "врезать по морде".

Вкус Ильи Кормильцева чувствуется и в выборе авторов, книги которых он перевел на русский, - это Мишель Уэльбек, Том Стоппард, Чак Паланик, Ежи Косинский, Клайв Степлз Льюис, Ирвин Уэлш, Фредерик Бегбедер, Брет Истон Эллис, Ник Кейв.

С 2003 года Илья Кормильцев возглавлял издательство "Ультра. Культура", которое принадлежало Александру Бисерову, владельцу екатеринбургского издательства "У-Фактория" и директору типографии "Уральский рабочий". "Ультра. Культура" выпускала труды самых острых и противоречивых западных авторов - Уильяма Берроуза, Мелвина Берджеса, Вирджини Депант и др. А также российских радикалов - Эдуарда Лимонова, Гейдара Джемаля, Александра Проханова, Бориса Кагарлицкого, Алексея Цветкова и Всеволода Емелина.

"Ультракультура - неологизм, который мы сами придумали, - рассказал в одном из интервью сам Илья Кормильцев. - Это то, что лежит за пределами культурного мейнстрима. Ультракультура шире контркультуры. ... Какое-то явление контркультуры вполне может быть адаптировано мейнстримом, что сейчас происходит сплошь и рядом. А ультракультура - это то, что мейнстримная культура пытается отвергнуть, табуировать, объявить вне закона. Контркультура - социоэстетический термин, ультракультура - политический".

Политический смысл ультракультуры - борьба против "узурпации интеллектуального пространства" господствующими дискурсами. "Это культурная аналогия геополитической борьбы против однополярного мира", - объяснял поэт.

Особенность этой борьбы - невозможность одержать окончательную победу. "Культура постоянно пытается одомашнить эстетически высказывания, коммерциализировать их, сделать допустимыми, и ...ей практически всегда это удается. Необходимо придумывать все новые и новые методы взрывать сознание. Это как состязание снаряда и брони. Иногда художники даже перегибают палку. Но без этого, увы, невозможно", - сказал как-то Кормильцев.

Для того, чтобы пробить культурную "броню" "человеку, претендующему на нечто большее, чем просто жизнь частного лица", необходимо упрямство: "Несмотря на всю кажущуюся непробиваемость, броня современного мира не выдерживает длительного давления... Люди, живущие только мигом, рано или поздно отступятся перед вашим упрямством и отойдут в сторону, сказав, что ладно, раз уж он такой сумасшедший, поделимся с ним местом под солнцем".

"Следует не забывать слова революционной песни - "Никто не даст нам избавленья, Ни Бог, ни царь и ни герой, Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой". Самый простой способ восполнить дефицит настоящего искусства подлинной философией и искренней верой - стать самому их источником", - так сформулировал эту мысль Кормильцев на online-конференции на сайте РИА Новости в июне прошлого года.

Синонимом "ультракультуры" у Кормильцева выступает "искусство": "Культура для меня - это проговаривание текстов, утративших действенный смысл. ...Искусство обычно содержит в себе новые смыслы, которые невыносимы для обыденного человеческого сознания. И тогда культура выступает в роли организма, который снимает непосильные для человека смыслы искусства, переваривает их и превращает в нечто удобное и потребляемое. ...Поэтому действующее начало в художнике должно постоянно атаковать инерцию с новых позиций, изобретать новые формы, зная, что любая революция, любой самый гениальный прорыв будет разжеван культурой зачастую уже при жизни творца".

Примером такого "разжеванного" искусства для Кормильцева во многом был рок-н-ролл, чем, наверное, объясняется жесткость его нападок на некоторых представителей так называемого "русского рока": "Это уже не бунтарская музыка, а карманная революция от корпорации MTV".

Вызов "хозяевам Дискурса" не мог остаться незамеченным. В короткой истории "Ультра.Культуры" были изъятия тиражей книг из продажи, судебные процессы и крупные штрафы. Издательство не раз обвиняли в пропаганде наркотиков и популяризации экстремистских идей. В январе 2007-го стало известно, что московский офис "Ультра. Культуры" закрывается.

Бороться за будущее издательства Илья Кормильцев был уже не в состоянии. Три месяца назад он приехал в Лондон, где в музыкальном колледже учится его жена, и в первый же день упал на вокзале и повредил позвоночник. В ноябре в его блоге karmakom.livejournal.com появилась запись: "Никто не едет в Лондон на днях? Надо отвезти лекарства. Мне". К докторам Илья Кормильцев обратился только в декабре. Ему поставили диагноз - рак в четвертой стадии. Для химиотерапии поэт был уже слишком слаб.

Друзьям и родным поэта удалось собрать в общей сложности 1700 тыс. рублей на лечение. Теперь эти деньги будут возвращены либо использованы на похороны и установку памятника. "Был потрясен тем, что я вам так дорог, и что вы прониклись таким участием к моей судьбе. Огромное спасибо за поддержку. Постараюсь ответить всем лично", - это последняя запись в блоге Ильи Кормильцева.

nbsp;RIN 2000-