Российская Информационная Сеть
10 февраля, 11:33

Исследователи: Провокационная игра России - угроза для Западной Европы

Исследователи: Провокационная игра России - угроза для Западной Европы Авторитарный стиль российского правительства представляет собой вызов для ценностей и безопасности западного сообщества государств. Россия превращает свои сырьевые ресурсы в инструмент для достижения политических целей и дестабилизирует соседние страны.

Мы должны дать ясно понять правящей клике в Москве, что она не может рассчитывать на подлинное партнерство с Западом, пока ее действия внутри страны и за рубежом кардинальным образом расходятся с ценностями евроатлантических демократий.

В начале января Москва вновь приостановила поставки газа в Европу. На этот раз причиной послужил спор о ценах с одним из ее соседних государств: в этом году это оказалась Белоруссия, а в прошлом году - была Украина. Недавно Россия использовала свои энергоносители как оружие также и против Грузии и Молдавии. И только лишь после того, как канцлер Германии Ангела Меркель назвала прекращение поставок неприемлемым решением, а действия России деструктивными, энергетические поставки возобновились.

Этот кризис и решительная реакция канцлера Германии обратили наше внимание на ключевой вопрос: `Что нам следует предпринять, чтобы снова верить России и развивать отношения не только с Россией, но и со всеми государствами, зачастую столь сложной Восточной Европы?`.

США в значительной степени заинтересованы в процветающей и живущей в безопасности Европе, которая может решительно выступить, если Россия захочет оказать давление с помощью энергетических поставок. Многие европейские главы государств и правительства поняли, что ЕС не должен быть столь зависимым от нефти и газа. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо пошел даже дальше и потребовал разработки общей политики энергетической безопасности в Европе. Удивительно, что Баррозо пришлось напоминать, что подобной единой политики ЕС в сфере энергетики пока еще нет, равно как нет и координации с США и Канадой.

Этот общий подход является предпосылкой для создания доверительных отношений с Россией. Однако его недостаточно для того, чтобы предотвратить нестабильность в государствах бывшего Советского Союза. Эта нестабильность подталкивает Россию к тому, чтобы оказывать нездоровое и зачастую империалистическое влияние на своих соседей.

Мы должны продолжать оказывать давление на белорусское правительство с тем, чтобы оно прекратило угнетать своих граждан. Такому беспощадному режиму не должно быть места в Европе 21-го века. Президент, приказывающий убивать политических противников и независимых журналистов, представляет собой угрозу для своего народа и соседних стран. Президентство Александра Лукашенко в Белоруссии незаконно. Европа и США должны побудить его к мирной передаче власти избраннику белорусского народа.

На примере Украины видно, какие возможности заложены в соседних с Европой странах. Политически активные избиратели продемонстрировали свою волю во время Оранжевой революции в 2004 г. Теперь свободные и честные выборы являются правилом, правительство, сформированное на основе многопартийной системы начало свою работу. И в то же время эта молодая демократия сталкивается еще с большими трудностями. Евроатлантическое сообщество в значительной степени заинтересовано в том, чтобы сделать Украину своим надежным партнером. И Германии принадлежит здесь ведущая роль в Европе.

Однако Киев должен еще принять принципиальные решения относительно стратегического курса своей страны. Если правительство решиться продолжать реформы, тогда мы должны поддерживать Украину в ее стремлении к вступлению в НАТО и ЕС. А пока мы должны оказывать содействие экономическим, административным и образовательным реформам, которые позволят будущим поколениям украинцев стать частью западного сообщества государств. Я приветствую готовность ЕС начать с Украиной переговоры о либерализации торговых отношений, равно как и о диверсификации энергетической инфраструктуры. Я надеюсь, что в деле поддержки демократической и экономической переориентации Украины США ни в чем не отстанут от Европы.

Аналогичные проблемы ожидают нас и в Молдавии, самой бедной стране Европы, чей ВВП меньше, чем на Гаити. Здесь также экономические и политические реформы будут успешными лишь в том случае, если США и ЕС будут сотрудничать так же, как мы это делаем с середины 90-х годов на западе Балкан.

Здесь тоже происки России - и противозаконное военное присутствие - нацелены на то, чтобы лишить европейское государства будущего. На Балканах мы поняли, что различные институты совместными усилиями могут обеспечить государствам, охваченным кризисами, европейское будущее. НАТО и ЕС могут достичь больших результатов, если будут действовать сообща.

Германия и другие государства ЕС должны гордиться тем, что достигнуто в Юго-Восточной Европе. Мы должны руководствоваться этими успехами, когда размышляем, как нам решить сложные проблемы Восточной Европы.

Наиболее ярким примером среди соседних государств Европы является Грузия. В ходе `революции роз` в 2003 г. грузинский народ избавился от авторитарного господства. Усилия грузинского правительства в деле осуществления крупномасштабных экономических и политических реформ впечатляют. Это настоящий успех, хотя нынешнее правительство унаследовало слабые и коррумпированные институты власти, хотя Россия противится западной ориентации Грузии, хотя в грузинской провинции Абхазия существуют сепаратистские устремления.

Грузия разделяет евроатлантические ценности и последовательно отстаивает их как у себя дома, так и за рубежом. Мы должны больше делать для успеха Грузии. Мы должны в этом году пригласить эту страну к участию в `Плане действий по вступлению в НАТО`. Это могло бы помочь грузинскому правительству в укреплении государственных институтов и обеспечении стабильности в этом опасном регионе. ЕС, со своей стороны, играет важную роль в укреплении демократических институтов и экономического потенциала Грузии.

Даже если мы разработаем совместную энергетическую политику и сможем укрепить экономику и правительства по соседству с Европой, все же постоянные конфликты в черноморском регионе могут все равно подорвать стабильность Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении, а вместе с ними и Европы. С момента развала Советского Союза прошло более 15 лет, но ни один из этих конфликтов - наследие `холодной войны` и последовавшего затем периода - не был разрешен. Напротив, налицо все признаки ремилитаризации в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Кроме того, этнические противостояния и сепаратистские тенденции подогреваются извне.

Своими провокационными и циничными действиями Россия не давала затухать этим конфликтам. Это проявляется также в том, что Москва строит препятствия в работе по урегулированию таким организациям, как ОБСЕ и ООН. Обеспокоенность вызывает при этом равнодушие со стороны Запада. Правда, многие из этих конфликтов сейчас заморожены, но в любой момент они вновь могут разгореться - и последствия для большого окружения могут быть тяжелыми. Конфликты в Южной Осетии или Абхазии могут представлять опасность для грузинской демократии, а новая армяно-азербайджанская война может затронуть интересы Запада в области энергетической политики.

Новый авторитарный стиль России - это угроза ценностям и безопасности западному сообществу. Мы должны быть готовы к диалогу с Россией и надеяться на развитие демократии в России в долгосрочной перспективе. Но мы должны и дать понять российской правящей верхушке, что она не может рассчитывать на настоящее партнерство с Западом, пока ее действия внутри и за пределами собственной страны будут столь кардинально противоречить ценностям евроатлантической демократии.

Соединенные штаты и их европейские партнеры должны тесно сотрудничать друг с другом по вопросам России. Нашей задачей должен стать призыв России к ответственному поведению по другую сторону собственных границ - как перед ее непосредственными соседями, так перед Советом Безопасности ООН. Там мы ожидаем от Москвы конструктивной политики, в то время как международное сообщество решает атомную проблему с Ираном и Северной Кореей, а также занимается вопросами гуманитарного кризиса в Дарфуре. Российское руководство должно ясно понимать, что качество наших отношений напрямую связано с качеством российской демократии.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель права, когда она говорит, что Европе и Америке нужны надежные отношения с Россией. Она права также, говоря, что нам нельзя недооценивать такие темы, как свобода печати, гражданские права и конфликты в соседних с Россией государствах. Не столько внешняя политика, сколько внутренняя политика России будет иметь решающее значение для построения наших отношений, при определении, насколько тесным может быть партнерство Запада с Россией. Те представления, которые у нас были после окончания "холодной войны", оказываются до сих пор трудно осуществимыми.

Если мы хотим строить надежные отношения с Восточной Европой, как этого требует федеральный канцлер Меркель, то и наше евроатлантическое сотрудничество должно строиться на новой основе. Внутренний трансатлантический рынок, объединяющий европейскую и североамериканскую экономику, мог бы послужить краеугольным камнем для этой основы. Бундесканцлерин сделала это мужественное предложение.

Нам необходима общая энергетическая политика в сотрудничестве с Россией и каспийским регионом, чтобы оставаться на защите наших интересов в области экономики и безопасности. Мы должны оставаться непримиримыми к диктатуре и широко распространенным нарушениям прав человека в Белоруссии. Все вместе мы должны уделять внимание ближайшим европейским соседям - Украине, Молдавии и Грузии, чтобы помочь им в укреплении их экономик и поддержать их в построении устойчивых демократических режимов. Мы должны заниматься конфликтами в Черноморском регионе, которые представляют собой угрозу европейской безопасности и евроатлантическим ценностям. И мы должны понимать, что настоящее партнерство с Россией может строиться только на основе общих ценностей.

Это все подходящие темы для следующей главы американо-европейского партнерства. Сегодня мы уже объединили усилия в борьбе с угрозами нашей безопасности, нашим ценностям - в Афганистане, на Ближнем Востоке, да и не только там. Я надеюсь, что следующую главу мы сможем открыть уже в период президентства Германии в Европейском Совете.

nbsp;RIN 2000-