Российская Информационная Сеть
13 февраля, 12:11

"Одной холодной войны уже вполне достаточно," - министр обороны США резко ответил на "путинские тезисы"

"Одной холодной войны уже вполне достаточно," - министр обороны США резко ответил на "путинские тезисы" В роскошном баварском отеле "Байеришер Хоф" в минувшие выходные не vip-персон почти не было.

Главы государств, сенаторы США и европарламентарии, министры иностранных дел и спецпредставители в самых разных деликатных сферах Мюнхенскую конференцию по вопросам безопасности уже давно считают "политическим Давосом". Но в субботу аналитики "с колес" придумали ей новый эпитет - место, где, возможно, могла бы начаться новая "холодная война".

Глав государств на конференции, уже 43-й по счету, оказалось трое - Ангела Меркель в качестве хозяйки, Владимир Путин и Виктор Ющенко. Методику прохода в зал через строй журналистов каждый выбрал свою. Ющенко подробно по-русски (к большому неудовольствию своего окружения) объяснял, что отношения с Россией для него так же важны, как с Польшей и Прибалтикой, объявив при этом, что на пути сближения с ЕС Москва продвинулась дальше Киева. Меркель одарила всех чуть застенчивой улыбкой и холодным взором. Путин был лаконичен. "Много, разные" - это все, что получили от него журналисты, в выкриках которых президент предпочел услышать вопрос о том, какие темы он планирует обсуждать. Как выяснилось, это была вовсе не отговорка - "много и разного" пришлось обсуждать не только Путину, но и, после его выступления, всей конференции.

Открывал конференцию ее давнишний председатель Хорст Тельчик, который довольно оперативно передал трибуну германскому лидеру. Меркель, которую уже впору звать "железный канцлер", была по-женски миролюбива. Ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не в состоянии решать современные проблемы в одиночку - таков был основной смысл ее речи.

И даже те конфликты, которые сегодня кажутся тупиковыми, убеждала она, наверняка найдут свое решение в будущем. "Я вот, например, лет в 17-18 и представить себе не могла, что еще до пенсии выберусь из Восточного блока", - признавалась дочь приходского священника из ГДР. Для того чтобы уйти от сложных вопросов, Меркель, являющаяся сейчас лидером Евросоюза и "большой восьмерки", использовала все свое обаяние. Ее, например, попросили оценить перспективы урегулирования замороженных конфликтов на постсоветском пространстве с учетом возможного решения по Косово. "Когда вы сидите напротив президента России, это очень сложная задача", - лучезарно улыбнулась Меркель. То есть, если бы президента России в зале не было, она смогла бы сказать все, что думает.

Тема следующего доклада была сформулирована как "Роль России в мировой политике". На трибуну вышел Путин, чье выступление было заранее анонсировано как программное. "Формат конференции дает мне возможность избежать необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами", - начал, видимо, даже не намекая на Меркель, Путин. "А если мои рассуждения покажутся излишне полемически заостренными либо неточными, прошу на меня не сердиться - это же всего лишь конференция", - попытался отшутиться он, понимая, что любое слово потом будет долго рассматриваться под лупой.

Лупы не понадобилось - дипломатичных формулировок в выступлении Путина действительно не оказалось. В основном потому, что говорил он не о роли России, а о роли других государств и международных структур в мировой политике. Большинство из них, следовало из слов Путина, играют ее не самым достойным образом, не укрепляя, а, напротив, расшатывая международную безопасность. Особо яркой критике были подвергнуты США, НАТО и ОБСЕ.

Зато обещание насчет "полемической заостренности" оказалось выполнено сполна - к печали нового министра обороны США Роберта Гейтса. Путин напомнил: Россия и США договорились о сокращении своих ядерных потенциалов на стратегических носителях до 1700-2200 боезарядов к 31 декабря 2012 года. Россия, заверил Путин, свои обязательства выполняет. Надеемся, вроде как нейтрально продолжил он, "что и наши партнеры будут действовать также транспарентно и не будут откладывать на всякий случай, на "черный день" лишнюю пару сотен ядерных боезарядов". Но дальше зал мюнхенской конференции превратился почти в драматический театр. "И если сегодня новый министр обороны Соединенных Штатов здесь нам объявит, что США не будут прятать эти лишние заряды ни на складах, ни "под подушкой", ни "под одеялом", предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать, это было бы очень важным заявлением", - тут Путин сделал эффектную паузу, а все взгляды и все телекамеры обернулись к Гейтсу. И - Гейтс промолчал. Чем, как вышло, сделал признание, аплодировать которому уже не стали.

Но принцип бумеранга использовал и зал - фразу Путина о том, что однополярный мир в итоге разрушает своего суверена, незамедлительно развернули против него. А как повлияет на Россию однополярность ее политики? - спрашивал у Путина представитель правозащитной организации Human Rigths Watch. То есть Путин говорил о том, что происходит вовне России, а услышать от него хотели о том, что делается внутри. Впрочем, проблем Роберта Гейтса российский президент не испытал - ответ на упреки в сокращении демократии для него давно не является трудностью.

Термин "новая холодная война" впервые прозвучал еще тогда, когда Путин не покинул трибуны - в вопросе одного из участников конференции. И остался надолго после отъезда Путина из "Байеришер Хоф" - второй день мюнхенской конференции целиком прошел под знаком его речи. В той или иной форме каждый из выступавших на конференции говорил о "путинских тезисах".

"Ветром холодной войны почти повеяло от одного из выступлений", - начал второй день конференции министр обороны США Роберт Гейтс. И попытался заочно отыграться за вчерашнее поражение: "Я еще раз подчеркиваю "почти". Многие старые шпионы всё говорят напрямую, без дипломатической риторики. Когда я начинал свою карьеру, я тоже так говорил, но потом меня направили на переподготовку". Одной холодной войны уже вполне достаточно - резюмировал Гейтс. Но шутка прижилась. Министра обороны Сергея Иванова Хорст Тельчик в воскресенье представил как "ветерана" конференции - он участвует в ней уже седьмой раз.

- Два шпиона уже выступили. Интересно, что вы ожидаете от третьего? - начал свою речь Сергей Иванов.

Шпионскую тему продолжил и сенатор США Джозеф Либерман, выступавший следующим:

- Я в немного странном положении. Я не знаю, был ли я шпионом когда-нибудь, - признался сенатор под одобрительный смех зала.

Зато журналистам, сопровождавшим Путина, в итоге оказалось не до смеха - перед вылетом из Мюнхена им вместо стандартной процедуры проверки пришлось пройти тройную. Сначала собака, затем сканер и металлоискатель, а затем весьма придирчивая церемония обыска вручную. Видимо, слова про неизбежность холодной войны кто-то воспринял всерьез.

Что сказал президент, отвечая на вопросы

О Буше

При всех разногласиях я считаю президента Соединенных Штатов своим другом. Он порядочный человек. Я знаю, что на него всех собак сегодня могут повесить в Соединенных Штатах за все, что делается на международной арене и внутри. Но я знаю, что это порядочный человек и с ним можно разговаривать и договариваться. Ну так вот, когда мы с ним встречаемся, он говорит: "Я исхожу из того, что Россия и США уже никогда не будут противниками и врагами". Я с ним согласен.

Об Иране

Более того, я не знаю, известно вам или нет, должно быть, известно: из Соединенных Штатов до сих пор поступает военная техника и специальное оборудование (в Иран. - "Известия"). До сих пор. До сих пор поступают из наличия в Вооруженных силах, из Пентагона, запчасти к самолетам F-14. В Соединенных Штатах даже по этому поводу проводится, насколько мне известно, расследование. Несмотря на то что расследование идет, с границы эти запчасти забрали, вернули назад и через некоторое время, по имеющимся у меня сведениям, - если они не точны, проверьте их, - опять на границе задержали те же самые грузы. Даже с пометкой "вещественное доказательство".

Да, опять вот по поставкам оружия в Иран. Вы знаете, разговоров больше, чем этих поставок. Вообще мы в регион Ближнего Востока поставляем вооружения в разы меньше, чем другие страны, и в том числе Соединенные Штаты. Мы поставили туда системы противовоздушной обороны недавно - это действительно так - среднего радиуса действия - от 30 до 50 километров примерно. Это правда. Зачем мы это сделали? Я могу объяснить. Мы сделали это для того, чтобы Иран не чувствовал себя загнанным в угол. Не чувствовал, что он находится в каком-то враждебном окружении, и понимал, что у него есть канал для общения, понимал, что у него есть друзья, которым можно доверять. Мы очень рассчитываем на то, что и иранская сторона поймет и услышит наши сигналы.

О новом оружии

Да, Соединенные Штаты не разрабатывают якобы наступательного оружия. Во всяком случае, общественности об этом не известно. Хотя наверняка разрабатывают. Но мы даже сейчас спрашивать об этом не будем. Мы знаем, что разработки идут. Но сделаем вид, что мы об этом не знаем: не разрабатывают. Но что мы знаем? Это то, что в Соединенных Штатах активно разрабатывается и уже внедряется система противоракетной обороны. А если это так, то это означает, что баланс будет абсолютно нарушен и что у одной из сторон возникнет ощущение полной безопасности, а значит, это развязывает ей руки не только в локальных, но, возможно, уже и в глобальных конфликтах. Мы же с вами сейчас дискутируем. Я не хочу никого подозревать в какой-то агрессивности. Но система отношений - это так же, как математика. Она не имеет личного измерения. И мы должны, конечно, на это реагировать. Как? Либо так же, как вы, и строить многомиллиардную противоракетную систему, систему противоракетной обороны, либо, имея в виду наши сегодняшние возможности - экономические, финансовые, - ответить асимметрично. Чтобы все поняли, что да, система противоракетной обороны есть, но она в отношении России бессмысленна, потому что у нас есть такое оружие, которое ее легко преодолевает. Вот мы по этому пути и пойдем. Это дешевле для нас. Я полностью согласен, если вы говорите, что система ПРО не направлена против нас, то и наше новое оружие не направлено против вас.

Владимир Путин: "Россия не претендует на роль сверхдержавы, но цену себе знает"

Турне Владимира Путина по странам Персидского залива еще до его начала было отнесено к разряду исторических. Не только потому, что никто изяроссийских лидеров в залив никогда не ездил. Помимо двусторонних отношений на столе переговоров будет весь Ближний Восток. А это и палестино-израильский конфликт, и Ирак, и ядерные амбиции Ирана. Об этом и еще о многом другом Путин рассказал в интервью межарабскому каналу "Аль-Джазира".

В советские времена между нами и странами Персидского залива были определенные идеологические барьеры - сейчас "они исчезли". По словам Владимира Путина, "в арабском мире вообще исчезли страны, с которыми у России есть какие бы то ни было противоречия. Их просто не существует".

В турне "по заливу" Путина сопровождает ударная группировка бизнесменов. Для участия (прежде всего финансового) стран Персидского залива в "растущей российской экономике нет никаких ограничений". "Одна из целей поездки - подтвердить сегодняшний высокий статус межгосударственных отношений и найти пути развития экономического сотрудничества".

Впрочем, на встречах с лидерами арабских государств экономика - не единственная тема для обсуждения. Еще одна - ситуация на Ближнем Востоке. "Хаос - вот что происходит в регионе", - говорит Путин и активно выступает за проведение международной конференции по Ближнему Востоку. "Нужно приступать к этому немедленно, сейчас".

Не удалось Путину уйти и от традиционного "вопроса о преемнике". Оказывается, лидеры некоторых арабских стран уже уговаривали его остаться на третий срок. Ответ тот же -"вопрос не о преемнике, а о преемственности проводимой политики".

Разочарование и поддержка

На Западе и в России реакция на выступление Путина оказалась полярной

В целом Запад весьма нервно и неоднозначно отреагировал на выступлениеяв Мюнхене президента России. Политики были единодушны только в одном - они отдали должное российскому лидеру за его открытость и предельную откровенность.

"Открытость - это основа для того, чтобы обсуждать иногда противоположные интересы и добиваться тем самым взаимодействия", - подчеркнул известный немецкий политик, председатель СДПГ Курт Бек. А авторитетный немецкий политолог Карстен Фойгт особо отметил: "Эта речь была произнесена не только для тех, кто собрался в зале, а в первую очередь для мировой общественности".

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер не скрывал своего разочарования: "Я вижу несогласованность между партнерством НАТО с Россией, как оно развивалось до сих пор, и речью президента Путина". По его мнению, "укрупнение альянса не происходит в ущерб кому-либо".

Американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, вступивший в президентскую гонку-2008, расценил выступление Путина "как самую агрессивную речь кремлевского лидера с момента окончания "холодной войны". Он предостерег: автократическая Россия может представлять серьезную угрозу для западной демократии. А его коллега, сенатор-демократ Джозеф Либерман вообще назвал выступление российского лидера "провокационным".

В России на выступление своего национального лидера отреагировали иначе. Председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов считает, что Владимир Путин использовал "форму некоторого издевательства над своими партнерами, которые нарушают все законы и при этом фарисействуют". "Российский президент не призывал к гонке вооружения, а, наоборот, говорил о необходимости сотрудничества", - отметил он. "Фарсовая "холодная война" началась еще до выступления Путина, - уверен Караганов. - Я не увидел в его речи ничего из того, чего бы он не говорил, или чего не говорили бы в гораздо более жесткой форме европейские или азиатские союзники США". Политолог выразил надежду, что выступление Путина станет холодным душем, чтобы охладить возрастающий пыл США, которые пытаются, провалившись чудовищным образом в Ираке и ряде других мест, возродить дух "холодной войны". ""Холодной войны" нет и не может быть", - считает он.

Председатель комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов уверен, что речь не идет о возврате к временам "холодной войны". "Россия - не второе издание Советского Союза. В нашем обществе разные точки зрения на разные проблемы внешней политики. Российский президент - президент всех россиян, в том числе тех, кого не без основания волнуют и размещение ракетных систем у наших границ, и намеки на нашу непредсказуемость, и предвзятость по отношению к России", - считает сенатор. "Так что не стоит нам приписывать того, чего мы сами не желаем", - заявил Маргелов.

Спикер Совета федерации Сергей Миронов отметил, что "мы сегодня являемся свидетелями того, как политический эгоизм и чрезмерные амбиции, а также нежелание одного государства признавать законные и естественные права других стран фактически заводят мир в тупик". По его словам, "заявление Владимира Путина - это призыв к совместным усилиям остановить этот негативный процесс". Глава верхней палаты парламента уверен, что Россия не допустит, чтобы с ней разговаривали с позиций диктата.

nbsp;RIN 2000-