Российская Информационная Сеть
13 февраля, 12:18

"Власть такая штука, которой не очень нравится делиться," - Д.Медведев о причинах непонимания между обществом и властью

"Власть такая штука, которой не очень нравится делиться," - Д.Медведев о причинах непонимания между обществом и властью "У нас такая страна, в которой без знаков из центра движение идет очень слабо" - в этом был вынужден признаться первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступая в минувшую пятницу на пленарном заседании Общественной палаты.

Способ лечения от этой болезни, по его мнению, может быть только один - развитие гражданского общества.

"Есть реальный дефицит общения между обществом, гражданскими силами и властью", - полагает Медведев. Более того, этот дефицит носит "хронический характер". "Откровенно говоря, никогда на моей памяти не было ситуации, когда бы этот дефицит был преодолен", - объяснил первый вице-премьер. Так что, судя по всему, результаты первого года деятельности Общественной палаты он считает не слишком впечатляющими, но впрямую об этом не было сказано ни слова.

Тем не менее Медведев считает, что это глупо связывать исключительно с российской спецификой. Власть, полагает он, старается "отгородиться" в любом обществе, "какой бы сверхдемократичной, основанной на столетних традициях она ни была". Так что вопрос - исключительно в настойчивости и влиятельности гражданского общества, главная функция которого состоит в том, чтобы "призывать власть к порядку".

Но на быстрый успех таких призывов рассчитывать не стоит. Требования со стороны гражданского общества "какой-нибудь начальник будет воспринимать как покушение на свои полномочия", - предупреждает Медведев. А все потому, что "власть по природе своей такая штука, которой не очень нравится делиться". И просто изданием каких-либо указов ситуацию не исправить. Следовательно, полагает Медведев, нужно набраться одновременно терпения и решимости - власть потихоньку начинает учиться работать с общественными силами и их мнением. Пока, впрочем, медленно: "Если, как обычно, центральные власти оказались более подготовленными, то в регионах зачастую такие навыки просто отсутствуют". А так как без "знаков из центра" в регионах ничего не движется, то центру приходится раздачей этих знаков заниматься все активнее. Ради чего, собственно, Медведев и пришел в Общественную палату.

Вторая составляющая преодоления "дефицита общения" - степень подготовленности самих общественных сил.

- Гражданское общество эффективно только в том случае, если оно состоит из зрелых и подготовленных к демократии личностей, - уверен Медведев.

Оценивать количество таковых сейчас он не стал, но выразил надежду, что в будущем их станет больше. Надеяться на это первому вице-премьеру, как следует из его слов, позволяют нацпроекты - в них "прицельно были выбраны именно те сферы, которые оказывают влияние на человека, на его развитие как личности". До того же "на протяжении последних десятилетий никакой серьезный разговор о развитии личности в России был невозможен" - "мы были к этому не готовы, денег не было, сумбур был в головах".

Членам Общественной палаты Медведев повторил: нацпроекты - это не предвыборный трюк.

- Наверное, кто-то скажет, что все социальные инициативы сегодняшнего дня - это какое-то заигрывание, попытка укрепить доверие к власти. Во-первых, это не так, а, во-вторых, всякая власть должна стремиться свой авторитет укреплять, - считает первый вице-премьер.

И отчасти это укрепление, полагает он, уже в сфере нацпроектов происходит - если год назад, перешел на социологию Медведев, "ощущалось тотальное недоверие", то сейчас в успех этих проектов верит 50% населения. Что, по словам первого вице-премьера, вселяет в него "уверенный оптимизм": "Я не знаю других стран, где 40-50% населения верили бы в успех социальных программ".

- Консолидировать общество может только идея, и это может быть идея полноценного стабильного развития в свободной стране, - подчеркнул Медведев. - Это идея, которая выстрадана всей историей нашего государства, особенно историей ХХ столетия.

nbsp;RIN 2000-