Российская Информационная Сеть
13 февраля, 14:40

Сергей Иванов: Россия дрессировке не поддается

Сергей Иванов: Россия дрессировке не поддается "Россия никому свое мнение не навязывает, в то же время мы не собираемся участвовать в выполнении планов, принятых без нас или вопреки нашим интересам."

Эту формулу взаимоотношений России и Запада вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов высказал по итогам своего визита в Севилью (встреча Совета Россия-НАТО) и в Мюнхен (ежегодная международная конференция по безопасности).

Во время визита корреспондент "Известий" пытался выяснить, насколько этим взаимоотношениям грозит "холодная война".

Россия-НАТО: в поисках общего

Совет Россия-НАТО - это 26 министров обороны альянса плюс Сергей Иванов. Вместе министры ведут бесконечные разговоры о российско-натовском партнерстве. Безусловно, оно есть. Это и "Активные усилия" в Средиземном море, и "Черноморская гармония" (обе программы о совместном патрулировании и борьбе с контрабандой оружия и наркотиков), и программа "Партнерство во имя мира". В Севилье темой натовской встречи был Афганистан. Альянс "вляпался" в этот регион, видимо, "забыв" советский опыт. Афганистан - это, конечно, не Ирак, где чуть ли не каждый день теракты, но каких-то внятных перспектив его будущего никто предложить не может. Наркотрафик на Европу все тот же, что и при талибах. "Международные силы содействия и безопасности пока не в состоянии полностью контролировать ситуацию", - считает Иванов. Россия готова облегчить финансовое бремя Афганистана, урегулировав его задолженности (это чуть больше $10 млрд), но хотелось бы получить какие-то гарантии на будущее. Даже в Афганистане война будет не вечной. Мы готовы подключить к решению афганских проблем Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но в ответ на наши предложения - тишина.

Натовцы обросли и своими проблемами. Министр обороны США Роберт Гейтс уже поделился сокровенным: только 6 из 26 стран НАТО выполняют одно из условий членства в альянсе - выделяют 2,5% своего ВВП на оборону. (По этому показателю Россия могла бы войти в НАТО - ежегодно 2,6-2,8% ВВП идет на оборону. При том что СССР 30% от ВВП отдавал на военные нужны, а бюджет США сейчас в два раза выше, чем в пиковые годы "холодной войны".)

Обе стороны вроде бы соглашаются, что России и НАТО пора переходить от единичных партнерских программ к некоему долгосрочному (в нашем случае это лет 10-15) стратегическому сотрудничеству. Но дальше согласия дело не идет. Альянс мог бы занять четкую позицию по развертыванию американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии. Тем более что Москва предлагает свой вариант "общего зонтика для Европы и России" - сотрудничество в создании противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). Нет желания - немцы, французы, испанцы не хотят (или боятся?) показать хоть малейшую нелояльность Вашингтону.

Вот и встретились два резидента...

"Думали-думали американцы, как выводить армию из кризиса, и решили: в выборе нового министра обороны нужно следовать российскому опыту" - эта шутка-анекдот о том, почему шпион Роберт Гейтс стал главой Пентагона, очень понравилась американским журналистам.

В Севилье произошло знакомство Иванова с Гейтсом. На вопрос "Известий", не пересекались ли российский и американский коллеги раньше, оба ответили сдержанно: "Нет!" По другим вопросам были тоже немногословны. "Откровенной" и "очень полезной" назвал свою первую встречу с Сергеем Ивановым шеф Пентагона. А глава российского военного ведомства пригласил Гейтса в Москву. Гейтс признал, что между Москвой и Вашингтоном "имеются расхождения". Говорят, американский министр обороны сожалел о своем заявлении в конгрессе, когда он поставил Россию в один ряд с Северной Кореей и Ираном. "Старик Рамсфельд никогда бы не сделал такого. Даже если бы ему нужны были 623 миллиарда", - делились американские журналисты.

При этом шеф Пентагона вновь утверждал, что планы размещения элементов системы ПРО США в Европе "не направлены против России и не представляют для нее угрозы". Иванов настаивал на своем: логичнее было бы разместить системы ПРО не в Чехии и Польше, а в Турции или Афганистане.

- Объяснения и аргументы, которые мы слышим о необходимости такой системы в Чехии и Польше, нас не устраивают. Мы не можем купить это объяснение, - с иронией заметил Иванов уже в Мюнхене. При этом Иванов счел нужным заметить: "Система ПРО в ее нынешнем облике, если она будет создана, нам не угрожает, но и наши новейшие межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" и перспективные системы тоже не угрожают США".

Мюнхен-2007

"Давос по политике безопасности" - так называют ежегодную мюнхенскую конференцию. Давос - место, где определяется экономическое будущее мира, в Мюнхене формируются принципы международной безопасности. С 60-х годов ХХ века Мюнхен был площадкой, где американцы "дрессировали" своих союзников. Выглядело это так: приезжали десятки американских сенаторов и генералов (почти все - "ястребы") и накачивали тех, кто "выбрал демократический путь развития", - "угроза с Востока" и т.п. Семь лет назад впервые на конференцию приехал Сергей Иванов. Потом потянулись наши парламентарии (Константин Косачев, Виктор Озеров и другие). В этом году ситуацию переломил Владимир Путин.

Классической "дрессировки" союзников США не получилось. Даже "оранжевый президент" Виктор Ющенко (остановился в Mаndarin Оriental) по популярности уступал главе Совбеза Ирана Али Лариджани. Разумеется, американские сенаторы педалировали тему новой "холодной войны". Но вот тот же Гейтс признал: "Никто ее не хочет". А Иванов подтвердил позицию: у нас нет военных и внешнеполитических врагов. Российский министр обороны предпочел говорить о другом враге - терроризме.

"Есть все основания ожидать нарастания террористической "волны", новых масштабных террористических акций, - предупредил Иванов. - В настоящее время наш противник собирается с силами, пытаясь с выгодой для себя использовать весь конфликтный потенциал, который годами копился в различных регионах мира". Современные армии противостоять ему не всегда в состоянии. А вот ударить по уязвимым местам - перекрыть потоки финансирования, лишить возможности пополнять свои ряды боевиками - можно.

Итог Мюнхена-2007: сторонам надо начать открыто говорить на одном языке. Пусть с желанием отстоять свои стратегические интересы, но без лукавства и не вопреки здравому смыслу. Когда глава МИД Чехии Карел Шварценберг рассказывает, что после Второй мировой войны в его доме жили "добрые" советские солдаты Петя и Миша, то это умиляет. Но его же тезис о том, что можно не соблюдать международные договоренности и обещания, поскольку их подписывал СССР, а не Россия, вряд ли воспримут серьезно. Даже американцы.

nbsp;RIN 2000-