Российская Информационная Сеть
19 февраля, 14:32

Повышение Иванова не последний кадровый сюрприз Президента

Повышение Иванова не последний кадровый сюрприз Президента "На двух стульях сидеть сложно, поэтому если я сейчас буду думать еще и о третьем..." - Сергей Иванов, отвечая в начале прошлого ноября на вопрос о том, будет ли он "преемником", заканчивать эту фразу не стал.

Мол, и так все ясно. Под первыми двумя стульями имелись в виду руководство армией и курирование ВПК, под третьим - президентские амбиции. "На двух стульях в данном случае сидеть нельзя", - любопытно, но Владимир Путин, объявляя о повышении статуса Иванова, использовал ту же "мебельную" терминологию. Чем окончательно убедил аналитиков: пресловутый "третий стул" теперь находится ровно посередине между двумя первыми вице-премьерами и будет предметом их соперничества.

Однако с точки зрения предстоящих выборов главная ценность появления двух первых вице-премьеров даже не в их личных качествах и не в их персональных шансах занять главный пост. Главное - в сигнале, отправленном и региональным элитам, и федеральным чиновникам. Мол, не спешите ни под кого подстраиваться (а регионы уже давно в метаниях, не зная, в какую сторону больше смотреть) и делать ставки. Повысив Иванова, Путин по сути повторил свой тезис, произнесенный на недавней пресс-конференции: о своих личных пристрастиях он объявит только тогда, когда официально начнется предвыборная кампания. То есть за три месяца до мартовских (2008 года) выборов. Все вместе говорит об одном: Путин не намерен становиться "хромой уткой" и к моменту передачи власти собирается прийти со всем объемом реальных, а не декларативных полномочий.

Чья роль после переназначений серьезно меняется, так это правительства. По крайней мере внешне оно становится площадкой предвыборного тестирования - теперь взгляды белодомовских наблюдателей будут прикованы не к спорам Фрадкова, Кудрина и Грефа о процентах НДС, а к "тактическим победам" одного из двух первых вице.

Каждый их шаг и раньше рассматривался под предвыборной лупой, но после повышения Иванова у аналитиков появятся новые, теперь уже симметричные темы для подсчетов. Например, сколько раз тот или иной проведет заседание правительства в качестве замены находящемуся в командировке премьеру. Суммарно счет окажется, видимо, равным. Но на самом деле личное соперничество между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым (если оно действительно существует) будет скорее всего проявляться в основном в виде их показательно хорошего отношения друг к другу (в конце концов совместные походы на концерт уже были). Что вполне соответствует поставленной задаче: центр власти должен оставаться один, а "игра в преемников" - лишь функция.

И российские, и западные эксперты отмечают: повышение Иванова произошло именно тогда, когда все почти перестали сомневаться в том, что Медведев - именно "он", то есть кандидат в президенты, и есть. Теперь все вернулось на исходные точки, однако привычные схемы - "либерал" против "силовика" - вряд ли применимы. За спиной у каждого есть сторонники, которые готовы многое сделать для "своего", однако и их рвение неуверенность в результате может слегка осадить.

Медведев до недавнего времени был в основном "преемником внутреннего применения" - постоянно в регионах, говорит о социальных расходах и газификации. Поездка на Давосский форум стала его первой "международной презентацией", и если он действительно готовится к тому, чтобы войти в список кандидатов, его внешнеполитическая активность должна быть расширена. Иванова же в качестве преемника воспринимали в большей степени за пределами России. Именно в этом качестве к нему присматривались и в Вашингтоне, и в Европе, в итоге отмечая именно "западный стиль мышления" и воспринимая его скорее как либерала, нежели как консерватора. Теперь же экс-министр обороны будет играть в основном на внутрироссийском поле: предприятия, новые рабочие места и нормальные зарплаты. Это, безусловно, скажется на рейтинге Иванова (причем не факт, что с ходу и в большой плюс), но, возможно, еще и на рейтинге правительства, которое, по соцопросам, традиционно выходит "плохим". В любом случае до подведения настоящих итогов "вице-премьерской кампании" остается еще целый год.

Главой ФНС будет назначен Михаил Мокрецов?

Как ожидается, новым руководителем Федеральной налоговой службы (ФНС) будет назначен Михаил Мокрецов, который в настоящее время является заместителем руководителя службы. "Документы по его назначению уже готовятся", - сообщил в минувшую пятницу агентству "ИНТЕРФАКС" источник в правительстве. Мокрецов работу в налоговых органах начал в 2000 году в должности начальника отдела организационно-инспекторской и контрольной работы управления Министерства по налогам и сборам (МНС) по Санкт-Петербургу. В апреле 2004 года он был назначен заместителем руководителя управления МНС по Москве, в июле того же года стал начальником управления международных налоговых отношений МНС, а уже в ноябре - замглавы ФНС.

От мебельторга до Минобороны

Новый министр обороны в армии прослужил год, по окончании ленинградского Института советской торговли в 1984 году. Но к оружию до сих пор неравнодушен: в личном пользовании имеет охотничий карабин.

Министерство обороны - третья серьезнейшая веха в трудовой деятельности Анатолия Эдуардовича. После армейской службы выпускник одного из некогда самых престижных вузов поступил на работу в мебельный магазин N 3, входивший в систему Ленмебельторга. Он занял должность заместителя заведующего секцией, проработал 6 лет, а с началом эпохи рынка, в 91-м, стал замдиректора по коммерческой работе Ленмебельторга. В 1995 году Сердюков стал генеральным директором увядающего мебельного гиганта АО "Мебель-Маркет".

В 2000 году Анатолий Сердюков стал кандидатом экономических наук. Тогда же он был назначен заместителем начальника налоговой инспекции Санкт-Петербурга. По слухам, его заметил и посчитал перспективным тогдашний начальник Управления МНС РФ по налогам и сборам Санкт-Петербурга Виктор Зубков.

Сердюков сразу был поставлен на важнейший участок - стал отвечать за работу с крупнейшими налогоплательщиками. А через год стал замом Виктора Зубкова в Управлении МНС. Вскоре, когда Виктор Зубков ушел на повышение, его место занял Сердюков. "На мое место должен прийти молодой, умный и грамотный руководитель, - говорил Зубков перед уходом. - Анатолий Сердюков - юрист, ему проще справляться".

Действительно, в 2001 году он получил диплом юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета, защитив на специальном факультете подготовки кадров диплом по специальности "Функции и структура государства".

При этом подчиненные Сердюкова почему-то уже в момент его назначения поговаривали: новый патрон - всерьез, но ненадолго, скоро уйдет на повышение.

Действительно, в 2004 году Анатолий Сердюков возглавил уже столичное Управление МНС, а через месяц - и Федеральную налоговую службу.

Как все это поняли в России и на Западе

Борис Грызлов
председатель Государственной думы:

- Мы видим хорошие результаты и в экономике, и в достижении политической стабильности. На высшие должности в государстве выводятся руководители, которые себя уже проявили, - руководители, умеющие реализовывать тот курс президента, который был им сформулирован. Естественно, эти руководители повышаются в должности. Они проводят этот курс, и в случае, если народ изберет кого-то из них, этот курс будет, безусловно, поддерживаться и развиваться. Что касается темы преемничества, то президент уже сформулировал свое отношение к этому термину, и я вижу, что это отношение сейчас реализовывается.

THE WALL STREET JOURNAL

"Перестановка произведена в тот момент, когда Медведев, на счету которого серия крупных социальных проектов, уже повсеместно рассматривался как номер один в президентской гонке и даже начинал формально выступать как будущий преемник... Однако вместо того, чтобы продвигать Медведева на передний план, Путин, судя по всему, решил создавать сложную систему баланса, чтобы уравновесить влияния силовых центров. Это позволяет ему выступать главным арбитром в соперничающих интересах темной российской системы власти, причем, вероятно, эта роль сохранится за ним и после окончания его президентского срока".

Сергей Миронов
председатель Совета федерации:

- Не нужно рассматривать эти важные и позитивные перестановки в правительстве с точки зрения политических аспектов, как некий пролог перед началом выборной президентской кампании... Я думал, что мы все уже усвоили и как-то привыкли, что преемников не будет. То, что сказал президент России Владимир Путин, абсолютно правильно, я полностью его поддерживаю. Никакого я не вижу здесь выравнивания каких-то гипотетически

Все карты еще не розданы

Валерий Хомяков,
сопредседатель Совета по национальной стратегии:

- Первую "сдачу" колоды "преемников" президент сделал осенью 2005 года - именно тогда все начали обсуждать шансы Сергея Иванова и Дмитрий Медведева. Сейчас произошла вторая "сдача", по итогам которой в колоде добавился прежде всего Сергей Нарышкин. На данный момент его политический вес несравнимо больше, чем у другого "возвышенца" - министра обороны Анатолия Сердюкова. Но я бы и Сердюкова со счетов сразу не списывал - он же питерский и знаком по той части жизни с президентом.

Я всегда считал и считаю, что Владимир Владимирович - игрок умный и последнюю "сдачу" проведет где-нибудь по итогам выборов в Государственную думу 2 декабря. В зависимости от их результатов в колоде "преемников" могут появиться и Борис Грызлов, и Сергей Миронов. В любом случае набор кандидатов не ограничится двумя-тремя людьми. Понятно одно - Путин предложит человека, которого хорошо знал еще до своего президентства, а круг этих людей весьма велик.

nbsp;RIN 2000-