Российская Информационная Сеть
25 февраля, 11:24

Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия В первое воскресение Великого Поста отмечается Неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в 9-м веке в память о победе над иконоборческой ересью.

Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в 8-м веке появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии - это идолопоклонство.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался больше 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну.

Спасая иконы, христиане рисковали жизнью, но в то же время сами были готовы растерзать иконоборцев.

В сложнейшей ситуации отцы церкви собираются на VII Вселенский Собор, чтобы утвердить православность почитания икон.

Однако еще в течение почти ста лет верующие в отдаленных территориях империи подвергались гонениям до тех пор, пока почитание не было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в первое воскресение Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество - официально признано ересью.

Так появился особый праздничный чин Торжества Православия.

Теперь этот чин служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Известно, что византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!".

Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В Древней Греции во времена язычества термин "анафема" обозначал нечто посвященное богу, принесённое в храм. В греческом переводе Библии он был использован в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми.

В этом значении слово "анафема" употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: "Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема..." (1 Кор. 16:22). В том же послании апостол предлагает "предать сатане" того, кто взял в жены жену отца своего(1 Кор. 5:1-5).

В другом послании апостол говорит, что на мучение придаётся только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась.

Убеждение, что анафема представляет собой предание сатане, стало распространённым, однако это неверно. Анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви.

Это не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути.

Прообразом анафемы в раннем иудаизме можно считать отлучение от синагоги, применявшееся, в частности, к христианам, признававшим Христа Мессией. В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.

Официальное провозглашение анафемы приводит к отлучению человека от таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение.

Поскольку анафема - не наказание, не клеймо на всю жизнь, а лишь способ ограждения Церкви от тех, кто может нарушить её единство, у человека, преданного анафеме, всегда была возможность вернуться обратно в лоно Церкви.

Это сложная процедура, которая состоит из покаяния анафематствованного лица (как правило, публичного) и вынесении решения о его прощении.

Чин "Торжества Православия" в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси "жидовствующих".

Со временем, с усилением государственного контроля над Церковью анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I.

Как и раньше, анафеме предавали еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Позже стало принятым перечислять названия ересей без упоминания имён еретиков, вместо поминания имен государственных преступников была введена общая фраза о "дерзающих на бунт" против "православных государей".

До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему.

Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: "Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?"

Анафема Л. Толстого - свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.

В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается, но верующие люди помнят о том, что первое воскресение Великого поста - Неделя Торжества Православия - праздник победы истины.

nbsp;RIN 2000-