Российская Информационная Сеть
13 марта, 11:56

Добрые "политические проституки" ЕС - кошмарный сон России

Добрые "политические проституки" ЕС - кошмарный сон России В течение последних нескольких недель лидеры Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии ездят по Берлину, встречаясь то с федеральным канцлером, то с министром иностранных дел.

В этом нет ничего необычного. Учитывая то, что Германия останется у руля Европейского Союза до 30 июня, многие иностранные государственные лидеры, посещающие ЕС, свою первую остановку делают в Берлине.

Однако данные визиты руководителей Украины и стран Кавказа имеют значительно большее значение, ибо проходят в рамках проводимой ЕС новой `Европейской политики добрососедства`. С расширением ЕС на восток, Брюссель хочет улучшить отношения с своими новыми соседями. Этому препятствует уверенность России в том, что регион входит в ее сферу интересов, а не в европейскую.

- В этом регионе идет своего рода соревнование между ЕС и Россией, - заявил Аркадий Барбарози (Arcadie Barbarosie), исполнительный директор независимого Института публичной политики в Кишиневе (Молдова). - ЕС хочет, чтобы его окружали стабильные демократические государства, что важно для нашей страны и перспектив нашего вступления в ЕС. Россия же руководствуется своими соображениями.

В то время как прозападные лидеры вышеупомянутых стран ездили в Берлин, Москва провела специальную встречу своих сторонников из того же региона. В России собрались руководители непризнанных международным сообществом самопровозглашенных государств Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха.

По завершении встречи в совместном коммюнике они назвали Россию своим `общим стратегическим партнером и гарантом прав абхазского, приднестровского и югоосетинского народов`.

Российское министерство иностранных дел подчеркнуто назвало этих лидеров президентами, чем вызвало острую реакцию Грузии. Грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили заявил, что Россия `попустительствует сепаратистам`.

Иван Крастев, директор софийского Центра либеральных стратегий, говорит, что Россия использует эти сепаратистские регионы для того, чтобы, разделяя своих соседей, властвовать над ними.

- Сегодня, когда границы Европы меняются, Россия хочет, чтобы у нее были друзья, - сказал Крастев.

Россию беспокоит то, как расширение ЕС влияет на все большее количество ее западных и южных регионов.

- Расширяясь, ЕС несет с собой ценностный подход, основанный на правах человека, верховенстве закона и рыночной экономике, - заявил Крастев. Неудивительно, что Россия воспринимает ЕС как своего конкурента, если не угрозу своим интересам в регионе.

Впервые ЕС нанес России удар в декабре 2004 года, когда Хавьер Солана (Javier Solana), внешнеполитический руководитель ЕС, вместе с президентами Польши и Литвы выступил посредником в ходе демократической `оранжевой революции` на Украине. - Это было поворотным моментом, - заявила Сабин Фишер (Sabine Fischer), эксперт по России парижского Института ЕС по исследованиям вопросов безопасности. - Россия увидела, что ЕС вторгается в ее сферу влияния.

С тех пор Россия изменила тактику. Вместо того, чтобы пытаться осуществить политическую и экономическую интеграцию некоторых своих соседей, Кремль использует энергоносители в качестве инструмента политического влияния. Неслучайно, что `Газпром`, российский государственный энергетический гигант, ввел мировые цены как раз для тех стран, на которые распространяется `Европейская политика добрососедства`. `Газпром` также скупает энергораспределительные сети в Армении и Молдове для того, чтобы обладать там влиянием.

Действия России, безусловно, наносят вред данному региону. Хотя в долгосрочной перспективе страны региона смогут справиться с ростом цен на энергоносители, угроза дестабилизации с использованием сепаратистских движений остается актуальной. То, что Россия прибегает к таким средствам, безусловно, сомнительно с точки зрения этики.

Это также странно с практической точки зрения. При внимательном рассмотрении стратегия ЕС по отношению к соседним молодым демократическим государством куда менее внятна и эффективна, чем, возможно, опасается Россия.

Это уже ясно в случае с Украиной. Несмотря на широко распространенное среди украинцев желание более тесной интеграции с ЕС, Брюссель упустил возможность, представленную ему `оранжевой революцией`, из-за того, что не смог выработать стратегии, направленной на поощрение реформ в стране. Это привело к разочарованию в среде прозападной, хотя и неорганизованной, киевской элиты.

Эксперты сетуют на то, что Брюссель не дает этим странам достаточных стимулов для проведения смелых реформ. В конце концов, именно перспектива вступления в ЕС подвигла восточноевропейские страны на реформы в девяностые годы.

- ЕС не обеспечивает `Европейской политике добрососедства` достаточной привлекательности, - заявила Фишер. - Стратегия расплывчата. Он [ЕС] пытается принять участие в разрешении территориальных конфликтов, таких, как приднестровский, но не может предложить никаких гарантий безопасности.

Европейская комиссия - исполнительный орган ЕС, отвечающий за проведение `Европейской политики добрососедства` - признала это в аналитическом докладе, обнародованном в декабре 2006 года. В документе утверждается, что `Европейская политика добрососедства` мало чего достигла в содействии разрешению замороженных или текущих конфликтов в регионе`.

Европейская комиссия также признала, что она не обладает возможностью предложить торгово-экономические послабления и облегчение визового режима, даже если эти страны действительно начнут реформы и приведут свое законодательство в соответствие с нормами ЕС, к чему их и призывают.

`Что касается доступа к рынкам и их интеграции, а также других экономических выгод, это дело отдаленной перспективы. Все это серьезно затрудняет данным странам завоевание поддержки со стороны населения, необходимой для проведения реформ`, - говорится в докладе.

Гернот Эрлер (Gernot Erler), заместитель министра иностранных дел Германии и эксперт по данному региону, согласен с тем, что слабость стратегии ЕС по отношению к Украине и Кавказу состоит в неспособности Союза предложить им ясную перспективу членства в Евросоюзе. - Среди элиты это порождает определенное разочарование, - сказал он. - `Европейская политика добрососедства` - это суррогат членства в ЕС.

ЕС избегает выработки более конкретного подхода к данному региону, потому что `он боится`, утверждает Крастев. По его словам, в 2004 году ЕС обжегся на приеме в свои ряды восьми восточноевропейских стран, поскольку эффект от перестройки их государственных органов оказался кратковременным: они по-прежнему очень слабы.

Кроме того, имеет место и вызванная расширением усталость некоторых членов Евросоюза. То, что французы и голландцы отвергли конституцию ЕС, показал, насколько смутно Союз представляет, в каком направлении он движется.

Тем не менее, существует возможность упрочения демократии и верховенства закона в данном регионе. - Если данные страны должным образом воспользуются `Европейской политикой добрососедства`, она может стать проводником перемен, - заявил Эрлер. Именно это - страх заразиться демократическими ценностями - и беспокоит Россию, несмотря на уверения Европейского Союза в том, что данный курс не направлен против нее.

nbsp;RIN 2000-