Российская Информационная Сеть
15 марта, 13:27

В России растет число регионов, которые не могут прожить без федеральной помощи

В России растет число регионов, которые не могут прожить без федеральной помощи В России стремительно растет число регионов, которые не могут прожить без федеральной помощи.

А число регионов-доноров стремительно сокращается. За 15 лет пропасть между бедными и богатыми территориями угрожающе увеличилась, пишет газета "Новые известия".

С 1999 года число регионов-доноров уменьшилось, по данным Минфина и Минрегионразвития, почти в 2,5 раза. К примеру, Москва в начале 90-х давала одну десятую часть ВВП страны, а сейчас, как утверждают специалисты, - уже одну пятую.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказала: "Считать доноров можно по-разному: традиционно ими называют регионы, которые не получают субсидий из Фонда финансовой поддержки. Другая система подсчетов ориентируется на разницу между уплаченными в федеральный центр налогами и полученными оттуда средствами - по такому критерию у нас окажется более 30 доноров. Но все это лишь манипуляции с цифрами, поскольку реально крепких, развитых регионов, которые тянут на себе федеральный бюджет, у нас всего 12-13".

За 15 лет пропасть между бедными и богатыми территориями достигла угрожающей глубины. Правительство стремится нивелировать различия между субъектами РФ за счет денежных трансфертов (финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета беднейшим регионам - прим. ред.). Однако, несмотря на это, десятка самых богатых регионов России по ключевым показателям социально-экономического развития опережает, по экспертным оценкам, десятку самых бедных в 12-13 раз. В развитых же государствах уровень межрегиональных отличий, обеспечивающий стабильное развитие страны в целом, не превышает 3-4 раз.

Как сообщила эксперт, система распределения средств из федерального центра у нас "непрозрачна и полна удивительных вещей". Даже по официальной статистике только треть средств, направляемых из центра в регионы, идут из фонда финансовой поддержки. Остальное - это средства различных целевых программ и прочих проектов. "Не менее странно федеральные власти собирают деньги с богатых регионов, - рассказала Зубаревич. - Они реально "доят" только Ханты-Мансийск, который оставляет себе лишь 17% от заработанных денег. Москва, к примеру, - 59%, а Петербург еще больше - около 67%".

Кроме того, по словам эксперта, помимо "фонда выравнивания" у нас существует еще и "фонд сбалансирования", из которого деньги получают не только те, кто в этом реально остро нуждается, но и те, кто это заслужил. "Можно легко проследить, как по этим фондам перечисляются средства тем регионам, где правильно голосуют за "Единую Россию", - отмечает эксперт.

В целом же система, при которой регионы получают средства не из своих налогов, а из федерального центра, абсолютно неэффективна, полагают многие экономисты. Эта система, по мнению экспертов, порождает иждивенчество.

В Минрегионразвития НИ официально сообщили, что рост числа дотационных субъектов РФ связан с отсутствием "долгосрочной стратегии или программы социально-экономического развития, а также единых приоритетных национальных целей". Неофициально же в министерстве пояснили, что люди "просто не хотят работать" и тем самым еще в большей степени подсаживаются на дотационную иглу, пишет издание.

Российские регионы-доноры

На 1998-1999 годы
1.Ямало-Ненецкий АО
2.Ненецкий АО
3.Тюменская область
4.Самарская область
5.Липецкая область
6.Свердловская область
7.Ленинградская область
8.Московская область
9.Республика Татарстан
10.Республика Башкортостан
11.Москва
12.Санкт-Петербург
13.Вологодская область
14.Рязанская область
15.Ярославская область
16.Нижегородская область
17.Белгородская область
18.Волгоградская область
19.Ульяновская область
20.Оренбургская область
21.Челябинская область
22.Пермская область
23.Омская область
24.Томская область
25.Иркутская область
26.Калининградская область
27.Республика Калмыкия
28.Удмуртская Республика
29.Краснодарский край
30.Красноярский край
31.Ханты-Мансийский АО

На январь-октябрь 2006 года

1.Ямало-Ненецкий АО
2.Ненецкий АО
3.Тюменская область
4.Самарская область
5.Липецкая область
6.Свердловская область
7.Ленинградская область
8.Московская область
9.Республика Татарстан
10.Республика Башкортостан
11.Москва
12.Санкт-Петербург
13.Ханты-Мансийский АО

nbsp;RIN 2000-