Российская Информационная Сеть
15 марта, 20:35

Властные женщины, или о половом "равноправии" в политике России

Властные женщины, или о половом "равноправии" в политике России Мимозы в вазе и демонстративно вымытая посуда - вот и все, чем примечателен Международный женский день 8 марта для подавляющего большинства наших соотечественниц.

Есть, конечно, пижоны, которые в этот день запускают шарики под окнами любимой или дают напрокат золотую кредитку для царского шопинга. Такие - мечта для домохозяек. Между тем Женский день изначально был объявлен праздником женщин-тружениц. Тех, кто требовал равной с мужчинами оплаты труда и равной возможности избираться в фабрично-заводские органы самоуправления. Поэтому настоящими героинями праздника должны считаться не "хранительницы очага", а дамы с бойцовскими качествами. Которым по плечу тягаться с мужчинами и в совете директоров, и на парламентских дебатах, и в президентских кампаниях.

Россияне не доверяют россиянкам

По официальной статистике, в России только 1,5% высоких управленческих должностей в бизнесе занимают женщины. В странах Запада их доля достигает 3%. Тоже мало, но все-таки вдвое больше. Чему наши поборники патриархальности легкомысленно радуются: вот потому-то наши россиянки - самые желанные подруги для иностранных женихов. Потому что женственные, уступчивые, домовитые. Забывая при этом, что наши - еще и самые образованные: по данным последней переписи населения, среди лиц с высшим образованием женщин почти 60%. Остальное, понятно, мужчины.

В политической сфере пропорции не такие удручающие. Например, в Московской городской думе женщин почти 18%, в российской Госдуме - 10%. Исследователи мирового опыта парламентаризма утверждают, что если в законодательном органе государства женщинам принадлежит меньше 10% мест, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Но припомнить какой-нибудь толковый закон в защиту интересов детей, принятый нашим парламентом, нелегко. Видимо, 10% мало.

Женщину на посту президента России наши соотечественники тем более видеть не желают. Об этом свидетельствует исследование Фонда "Общественное мнение". На вопрос о "половых предпочтениях" применительно к главе государства 62% респондентов однозначно высказались в пользу мужчины. За женщину проголосовали бы всего 11%. В списке возможных кандидатур, по мнению отвечающих, однопроцентный барьер преодолели всего две женщины - Валентина Матвиенко и Ирина Хакамада. Свободное от комплексов здравомыслие продемонстрировали 26%, ответив, что им все равно, какого пола будет глава государства, лишь бы дело делал. Примечательно, что пол респондентов не влиял на ответы.

Их нравы

Среднестатистический показатель развитых стран - 15%-ное представительство женщин в высших органах законодательной власти. Рекорд - 45% - принадлежит Швеции. Это не потому, что шведских женщин особенно тянет повластвовать - просто вступил в силу закон о квотировании мест для женщин. Шведы пошли еще дальше: введены квоты по половому признаку при выборах членов правления коммерческих предприятий. Одну четверть совета директоров каждой компании должны представлять женщины. Так в Швеции женщин привлекают к руководству. Попахивает разнарядкой.

Еще один образец для подражания - Финляндия. Финки раньше всех других женщин в Европе получили право наравне с мужчинами не только избирать, но и быть избранными. Это произошло в 1906 году - когда был основан финский парламент. В первом же созыве насчитывалось 19 женщин, сейчас их 75 - на 200 мест. А мы по праву гордимся, что этот замечательный финский парламент родился в Российской империи. В отличие от шведов с их разнарядками финны, похоже, всерьез прониклись женскими мыслями и уже во второй раз избирают президентом госпожу Тарью Халонен.

Специалисты по вопросам парламентаризма подсчитали, что, для того чтобы женское присутствие в парламенте перестало быть экзотикой и стало нормой и естественной необходимостью, женщинам нужно выдержать 3-4 выборных баталии. А потом все пойдет как по маслу.

Например, в Великобритании лейбористки еще в начале 80-х годов прошлого века будировали товарищей по партии на предмет увеличения своей доли в парламенте. В 1987 году только 21 из них удалось пробраться в знаменитое здание с башенками. 1989 году лейбористская партия Великобритании приняла-таки решение о квотировании мест для женщин в своей парламентской фракции. И в 1992 году избранниц-лейбористок стало уже 37, а с 1997 года по сей день их доля колеблется вокруг 50% - и без всяких особых усилий.

Даже в традиционных обществах народ иногда рискует довериться женщине. Беназир Бхутто дважды становилась премьер-министром мусульманского Пакистана. Индира Ганди на протяжении 18 лет железной рукой правила своей индуистской державой, пока ее не застрелили. А недавно на политическом небосклоне появилась первая женщина-президент африканской страны. Пожилая финансистка Эллен Джонсон-Серлиф стала президентом Либерии, сокрушив конкурента - бывшего футболиста.

Забавно, но призывы высокопоставленных женщин увеличить представительство своего пола в парламенте обычно адресуются некой абстрактной "власти". Мужчинам, по-видимому, которым следует потесниться в пользу дам. Как в метро. А не женщинам - идите, мол, подруги, избираться! Вступайте в партии, соперничайте с мужчинами, побеждайте! Вы же образованнее, у вас здоровье крепче. Неудивительно, что многих коробит эта позиция. Не то выпрашивают полномочий, как мелочь "на лечение". Не то склоняют к насильственному флирту - в данном случае политическому.

Наверное, в развитом обществе с исправной демократической системой не мужчины виноваты в отсутствии полового равноправия во власти. Да и так ли уж плохо, что женщины, прежде чем взяться за мотыгу, подумают о маникюре. Или, прежде чем заявить о политических амбициях, вспомнят о грубых потасовках в парламентских стенах, о безжалостном компромате в СМИ. Подумают-подумают и отложат мотыгу. Целее будут - и бока, и нервы, и ногти.

Депутаты-мужчины о своих "нежных и ласковых" коллегах

Михаил Москвин-Тарханов:
"Женщины во многом превосходят мужчин"

- Когда женщина приходит в органы власти, она склонна занимать компромиссную позицию: разумную и бесконфликтную. Женщины-депутаты отличаются от мужчин-депутатов. Они не впадают в крайности. С ними гораздо легче работать. Не зря в устоявшихся сообществах, в предсказуемых и развитых государствах вроде Швейцарии или Финляндии, женщины могут занимать - а иногда и занимают - высшие посты, вплоть до президента и премьер-министра. Этого нельзя сказать о развивающихся странах, где политическая жизнь очень сложная и агрессивная. У нас доминируют мужчины. Но это признак времени. И это скоро пройдет.

Антон Палеев:
"В Мосгордуме подобрался уникальный женский состав"

- Многие представительницы прекрасного пола находятся в Думе еще с момента ее основания. Во время парламентских баталий они легко расправляются с депутатами-мужчинами. Они побеждают нас аргументацией и знанием различных сфер жизнедеятельности города, "шершавым языком плаката" отстаивая свою точку зрения. Мужчина может вспылить, а женщина, как правило, от этого воздерживается. Она никогда не перейдет на личности. Женщины упорнее и целеустремленнее мужчин. Но как только заседание заканчивается, то все встает на свои места: мы видим, что они очень трогательные, симпатичные, нежные и ласковые.

Игорь Елеференко:
"Женщина в политике - это нормальное и естественное явление"

- Она активно участвует в государственной жизни страны. В Мосгордуме женщин мало, но с каждым созывом их количество должно увеличиваться. От этого всем будет только лучше. Присутствие умных, образованных и красивых женщин мобилизует мужчин, делая нас более дисциплинированными. Ведь любому мужчине в глазах женщин хочется казаться умнее и грамотнее. Хотя иногда это нелегко. Достаточно сказать, что все женщины в Мосгордуме - либо председатели, либо заместители председателей различных комиссий. Они не просто депутаты, а думские руководители.

Степан Орлов:
"Присутствие женщины в органах власти идет на пользу обществу"

- У женщины свой взгляд на любые проблемы. Взгляд, которого не может быть у мужчин. И в этом прелесть их нахождения в органах власти. Мне бы очень хотелось, чтобы женщин было больше и в парламенте, и в правительстве. Они работают наравне с мужчинами, а порой и больше. Женщины, которые входят в состав Московской городской думы, - очень яркие и очень сильные. Они - бесспорные профессионалы. Но не стоит забывать, что женщина всегда остается женщиной: она хочет нравиться, хочет быть прекрасной. А нам, мужчинам, хочется делать женщинам комплименты, хочется объясняться им в любви, что мы и делаем.

Олег Бочаров:
"Присутствие женщин дисциплинирует мужчин: они ведут себя более галантно, более сдержанно"

- Быть женщиной-политиком нелегко. На женщине лежит двойная нагрузка. Ведь кроме постоянных заседаний, встреч и разъездов, есть еще семья, дети, воспитанием которых нужно заниматься. И я более чем уверен, что женщина, пробившаяся на уровень политика, преодолела куда больше преград, чем мужчина. Но при этом они остаются чуткими и эмоциональными. И самое главное - их присутствие дисциплинирует мужчин: они ведут себя более галантно, более сдержанно.

Все началось с Евы

Дина Рудая

Пускать ли женщин во власть, по плечу ли им вершить судьбы городов и даже целых народов? Справятся ли, не опозорят ли соотечественников перед всем миром своими неумением и нерешительностью? Сама постановка вопроса - свидетельство беспамятства вопрошающих. История свидетельствует: те немногие женщины, которым довелось оказаться у руля, в большинстве своем были мощными политическими фигурами, способными на самые решительные действия.

В далекой древности (XVI-XV вв. до н.э.) египетская царица Хатшепсут, по сути, узурпаторша, не вела захватнических войн, сосредоточившись на внутренней политике, что неизбежно принесло плоды: экономика страны пошла в рост. За 22 года правления она построила города и множество храмов, один из которых остается культурным достоянием всего человечества. Ее более знаменитая последовательница - последняя египетская царица Клеопатра физически устранила наследников "первой очереди". Но она отстаивала независимость Египта, защитила страну от опустошительных агрессий внешних врагов. Ради чего вступала в брачные мезальянсы, манипулировала судьбами детей. И продержалась благодаря этому на добрых 20 лет дольше, чем сумел бы типичный фараон-мужчина, который первым делом ввязался бы с римлянами в безнадежную для него войну.

Британия исторически служила образцом для подражания по многим вопросам: один из старейших парламентов, взвешенная колониальная политика, религиозная толерантность, лучшая система образования юношества и т.п. И по женскому вопросу она издавна показывала положительные примеры. Англичане не стеснялись отдавать бразды правления женщинам. Достаточно вспомнить Елизавету Первую, прожившую до 19 лет фактически в заточении. Правя на рубеже XVI-XVII вв., она закрепила независимость страны от папского престола, выигрывала войны, хотя предпочитала мирный путь, окончательно и бесповоротно присоединила Шотландию, находила средства на морские экспедиции. И подчинила знать - самых влиятельных и родовитых мужчин, которые поначалу рассматривали королеву как временную, компромиссную фигуру. Премьер-министр Великобритании в 70-80-е годы XX в. Маргарет Тэтчер и по сей день остается воплощением политической храбрости и политического ума. Не побоявшись всенародных волнений, она свела к минимуму национальную угольную промышленность - балласт, тянувший страну ко дну. Не послушав чужих советов, она объявила крайне непопулярную войну за ничтожные Фолклендские острова - но с той поры никто не смеет даже заикнуться о территориальных претензиях к Великобритании.

Изабелла Кастильская, ставшая благодаря династическому браку правительницей всей Испании, заложила основы крупнейшей по тем временам колониальной державы. На ее деньги Колумб плавал в Новый Свет. Под ее знаменами завершилась Реконкиста - освобождение Пиренеев от многовековой арабской колонизации.

Российские самодержавные императрицы, чередой заступавшие на трон после Петра I, тоже были личности выдающиеся. По крайней мере две из них. Елизавета Петровна навсегда останется основательницей первого российского университета. Екатерина Великая, иностранка на троне, сумела превратить Россию из неуравновешенного соседа в авторитетного и надежного партнера для одних европейских государств и в непобедимого противника - для других.

А, собственно, все началось с самой первой женщины - с Евы. Если бы не ее любопытство и умение управлять мужчиной, сидеть бы Адаму голышом под древом познания на вечные времена.

"У политики должно быть и женское лицо"

Среди 35 членов Московской городской думы всего шесть женщин. Как качества женского характера помогают в такой жесткой "мужской работе", как политика?

Ирина ВЕЛИКАНОВА:
"В мужском коллективе работать очень приятно"

- Принадлежность к женскому полу не дает нам никаких преимуществ. Наоборот. Мужчины-депутаты к нам даже требовательнее, чем друг к другу, поблажек не делают. Я уверена, что с этим согласится любая женщина-политик. Но и о мужском шовинизме тоже говорить не приходится. Наши мужчины предельно галантны. Невозможно себе представить ситуацию, подобную тем, что происходили в Государственной думе, где женщин били, таскали за волосы. К тому же каждая из нас - интересная личность, добившаяся многого до того, как стала депутатом.

Татьяна ПОРТНОВА:
"Наша работа трудно совмещается с семейной жизнью"

- Я осторожно отношусь к обсуждавшейся недавно идее квотирования мест в органах власти для представителей одного пола. То есть доля представителей одного из полов не может быть меньше, допустим, 30%. Очевидно, цель состоит в том, чтобы увеличить представительство женщин. Возможно, спустя какое-то время, когда демократические институты и партийная система в нашей стране будут достаточно развиты, в женской среде выкристаллизуется энное количество ярких и сильных женщин, и такой принцип и будет иметь право на существование. Но сейчас все это не принесет пользы. Женщин будут "записывать" в депутаты, чтобы закрыть квоту. Понятно, какие из них получатся бойцы. Да, сегодня женщин во власти немного. Но каждая из нас, особенно те, кто победил в одномандатных округах 5-10 соперников-мужчин, - отборные кадры.

Конечно, наша работа трудно совмещается с семейной жизнью. Мои дети уже взрослые люди - и это моя сильная сторона, так как они понимают меня, помогают, поддерживают, стараются облегчить мне жизнь.

Работая в Думе, мы остаемся женщинами - у нас свои симпатии и "дружбы". Но дружбы по половому признаку у нас нет - хотя все мы, бывает, объединяемся единым фронтом, если видим, что с кем-то из нас поступают не совсем корректно, нападают слишком темпераментно. Вообще, так получилось, что в Мосгордуме именно женщины оказались "хранителями хороших манер". Когда в 2001 году я стала депутатом, то почти сразу разработала проект и предложила коллегам создать комиссию по депутатской этике. В конце концов я добилась своего, но знали бы вы, как сопротивлялись мужчины - буквально вставали на дыбы.

Татьяна ПОТЯЕВА:
"Порой мужчинам мешает их излишняя жесткость"

- Мы работаем наравне с мужчинами-депутатами, если не больше. Из нас, шестерых женщин, пять возглавляют комиссии, я являюсь заместителем комиссии и членом еще двух. Все мы занимаемся самыми серьезными вопросами. Наша работа даже физически нелегка - много встреч, поездок, споров. Думаю, наши мужчины видят это и ценят. Да, в каком-то смысле политика, управление людьми - больше мужская работа. Я, например, многое взяла от своего отца. Он был директором завода, а мама работала в госпитале. Из-за ее частых дежурств мне приходилось много времени проводить в отцовском рабочем кабинете. Я наблюдала за тем, как он общается с людьми, как организовывает свой рабочий стол - и эту мужскую "модель" использовала потом в своей управленческой работе. Но в то же время у политики должно быть и женское лицо, женские черты. Порой мужчинам мешает их бескомпромиссность, излишняя жесткость. Мужчины чаще ориентированы на карьеру, на собственную роль в том или ином деле. А для женщин главное - добиться результата и общественной пользы.

Инна СВЯТЕНКО:
"Политика не терпит агрессивности"

- Говорят, чтобы состояться в политике, женщина должна обладать и мужскими чертами характера - жесткостью, недоверчивостью, умением контролировать эмоции. Но, на мой взгляд, политика вообще не терпит агрессивности. Женщина с ее мягкостью и чисто женской интуицией всегда может сгладить даже самые острые углы. Я не склонна разделять черты характера на мужские и женские. Например, самодисциплина обязательно должна присутствовать в человеке и особенно, если он занят политикой. Этому я научилась еще на армейской службе. Хотя невозможно даже сравнивать работу в Думе и службу в армии. Задачи и здесь, и там стоят одни - защита людей, защита Родины. Родина - это и есть люди, которые живут в нашей стране. Но в Думе больше живого общения, так как за каждым таким общением стоит человек с его проблемами. И он надеется, что депутат поможет их решить.

Людмила СТЕБЕНКОВА:
"Политика напоминает шахматную партию, а мужчина в этой игре все же сильнее"

- Женщины очевидно обладают преимуществами по сравнению с мужчинами. Мужчина увлекается процессом, "заигрывается" - женщину заботит результат, она думает о последствиях. Для женщины-депутата важно осознание того, что она приносит пользу обществу, помогает людям. А мужчины нередко руководствуются только своими амбициями. В этом смысле женщина-политик предпочтительнее. Но в чем-то она и уступает. Политика напоминает шахматную партию, а мужчина в этой игре все же сильнее: своим аналитическим мышлением, умением просчитывать ходы. Эти качества у женщин развиты меньше. Но женщины лучше реализуют эти политические ходы, они, повторюсь, более склонны работать на результат. Особенно в команде. Мужчина может бросить дело, увлекшее его когда-то, женщина доведет его до конца.

Вера СТЕПАНЕНКО:
"На встречах с избирателями я - депутат, а в остальном - просто женщина"

- Праздник 8 Марта всегда ассоциируется у меня с толпами мужчин, сметающих в магазинах с полок все подряд, с огромными букетами мимоз... Но я от "сильной половины человечества" жду взаимопонимания. Мне нужно, чтобы они понимали: порой и сильная женщина может быть слабой. Хотя женщине в политике может быть и не тяжело, если четко разделять, когда она женщина, а когда депутат. И со временем я определилась: если я нахожусь в Думе или в правительстве Москвы, на встречах с избирателями я - депутат, а в остальных случаях - просто женщина.

Еще я думаю, что самое главное для женщины - все же семья. Только состоявшись в семье, женщина приходит в политику и может быть успешна. Кроме того, именно дом и семья дают женщине-политику множество позитивных качеств, помогающих в работе: сопереживание, забота, терпение, мягкость, тактичность, неконфликтность. И сегодня в Мосгордуме каждая женщина-депутат возглавляет комиссию, ведет какую-то отрасль абсолютно на равных с депутатами-мужчинами. Это свидетельствует о женской работоспособности.

nbsp;RIN 2000-