Российская Информационная Сеть
19 марта, 11:33

Путин сражается со "злом" с помощью Шанхайской организации сотрудничества, что несомненно приведет к победе

Путин сражается со "злом" с помощью Шанхайской организации сотрудничества, что несомненно приведет к победе Российский президент Владимир Путин возлагает большие надежды на Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Эта международная региональная организация, созданная в 2001 году с участием России, также включает в свой состав Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Заявленные цели этой организации - борьба со `злом` в трех видах: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также продвижение различных форм сотрудничества между странами-членами.

Однако, кроме реализации этих заявленных целей организация также стремится к ограничению влияния в Центральной Азии Соединенных Штатов Америки и других государств Запада. Она также помогает странам членам противостоять попыткам демократизации, возникающим как внутри, так и за пределами этих стран.

Пока у Путина есть все основания быть довольным ШОС, которую он представляет в качестве набирающей силу и влияние организации, куда хотят войти другие государства, стремящиеся противостоять американскому влиянию. Однако существует ряд факторов (многие из них признает и российская пресса), которые ограничивают возможности Путина по реализации его амбициозных планов в отношении ШОС.

Из заявлений, с которыми выступает Путин и его сторонники, становится ясно, что он рассматривает ШОС не только как многообещающий альянс, но и как альтернативу тому, что Москва считает миропорядком, где господствуют США. Кроме того, он полагает, что Россия через ШОС сможет играть лидирующую роль в мировых делах.

Основополагающий принцип, на котором, по Путину, должен базироваться альянс и альтернативный миропорядок, он называет `философией уважения ШОС к многообразию культур, религиозных убеждений и традиций`, включая, очевидно, традицию авторитарного государственного управления. Иными словами, Путин стремится создать мировой порядок и альянс с другими странами, которые уважают такой дорогой для него `принцип` невмешательства во внутренние дела суверенных стран, особенно России. По мере того, как все большее количество стран будет признавать данный принцип, становясь членами ШОС или получая статус наблюдателя, у Путина может появиться надежда на создание ситуации, в которой Америке также придется признать легитимность авторитарных режимов ШОС либо оказаться в международной изоляции из-за непризнания такой легитимности.

Если именно в этом состоят цели Путина в отношении ШОС, то они действительно амбициозны. Но возможно ли их достижение? Существует пять факторов, мешающих Путину эти цели реализовать.

Во-первых, китайское руководство не разделяет путинских взглядов по поводу целей и предназначения ШОС. Вместо превращения Шанхайской организации сотрудничества в военно-политический союз Пекин хочет в основном отвести ей роль зоны экономического сотрудничества.

Во-вторых, у Китая, Казахстана и Киргизии отношения с США лучше, чем у России и Узбекистана. Хотя первая группа стран (включая предположительно демократическую Киргизию) с опаской относится к американским усилиям по демократизации, она, тем не менее, хочет сохранить хорошие отношения с Вашингтоном. Ни Китай, ни Казахстан, ни Киргизия не желают снижать уровень своего сотрудничества с Америкой лишь из-за того, что этого хочет Путин.

В-третьих, хотя с одной стороны Москва хочет превратить ШОС в большей степени в военный альянс, причем при отсутствии подобных стремлений у Пекина, некоторые российские наблюдатели выражают опасения по поводу растущей мощи и влияния Китая. Если принять во внимание то, что при Путине российская пресса все больше контролируется государством, вполне вероятно, что такого рода настроения отражают опасения, бытующие и в Кремле. Нет нужды говорить о большой проблематичности создания и поддержания альянса с соседним государством, которого ты боишься.

В-четвертых, у Узбекистана, который испортил в 2005 году свои взаимоотношения с США из-за проблем с правами человека, также хронически плохие отношения с соседними странами-членами ШОС, такими как Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Далее, ни Москва, ни ШОС не могут (да и, возможно, не хотят) снять эту напряженность. Продолжая опасаться Узбекистана и не получая достаточной помощи от Москвы и ШОС для сдерживания этой страны, Казахстан, Киргизия и Таджикистан имеют достаточные стимулы для стремления получить помощь в обеспечении собственной безопасности от иностранных держав, включая США.

В-пятых, для Москвы существует оборотная сторона как во вступлении в ШОС новых членов, так и в невступлении. Кроме шести полноправных членов, четыре государства в этой организации имеют статус наблюдателей: Монголия, Индия, Пакистан и Иран. Монголия, Пакистан и Иран подали заявки на полноправное членство, а другие государства (Белоруссия, Непал и Шри-Ланка) проявили интерес к участию в работе ШОС в том или ином качестве. Но вступление в организацию новых членов отнюдь не означает, что они станут более сговорчивыми с Россией, чем сейчас.

В действительности, Россия может обнаружить, что по мере роста числа членов ШОС ее влияние в данной организации уменьшается. Кроме того, Россия и другие нынешние страны-участницы ШОС, возможно, опасаются того, что принятие нового члена будет восприниматься как поддержка его в любом споре с прочими государствами, которые, в свою очередь, могут отреагировать на это сближением с США.

С другой стороны, отказ в принятии стран в ШОС может создать опасность того, что рано или поздно такие страны вообще потеряют интерес к вступлению. Некоторые государства могут даже обидеться на Россию и другие страны ШОС за то, что их заставляют ждать, не принимая конкретного решения. Ведь это может означать лишь отсутствие энтузиазма в отношении их кандидатур.

Хотя Путин хочет превратить ШОС не только в мощный военный альянс, но и в основу альтернативного мирового порядка, противостоящего господству США, достижению этих амбициозных целей мешают вышеупомянутые пять проблем. Данные проблемы настолько серьезны, что возможности значимых действий со стороны ШОС кажутся очень ограниченными.

И несмотря на все это, ШОС ценна для Путина хотя бы тем, что она помогает ему поддерживать иллюзию нахождения России во главе мощного альянса и альтернативного мирового порядка. Эта уловка может какое-то время срабатывать среди некоторых аудиторий - таких как российская общественность или даже сама администрация Путина.

Но со временем затянувшееся расхождение между иллюзией и реальностью вполне может привести к разочарованию.

nbsp;RIN 2000-