21 марта, 13:18
Музыка помогает сконцентрировать внимание и помогает повысить уровень грамотности. Американские ученые полагают, что занятия музыкой ни в коем случае не стоит убирать из школьной программы.
Не так давно американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что музыка помогает во многом - например, в чтении и концентрации внимания.
Полученные данные, по мнению проводившей эксперимент Нины Краус, невролога Северо-западного Университета США, выдвигают на первый план важность занятий музыкой. "Когда школьное финансирование ограничивают, первое, что убирают из программы - обычно как раз уроки музыки. Это большая ошибка".
Исследования с участием 20 добровольцев начались с того, что участникам эксперимента предложили посмотреть фильмы по их выбору.
Во время просмотра добровольцы также непрерывно слышали на заднем плане слово мандаринского наречия, похожее на "ми". Это наречие очень музыкально, и значение слова зависит от тона, которым оно произнесено. Например, слово "ми", произнесенное ровным тоном, означает "смотреть искоса", если тон повысить, то слово обретает значение "смутить", а при пониженном тоне это слово означает "рис".
Во время эксперимента ученые фиксировали уровень мозговой деятельности участников. Надо отметить, что половина добровольцев в детстве посещала музыкальную школу на протяжении шести лет (в среднем). Другая же половина не посещала музыкальные занятия. Все участники были носителями английского языка и никогда раньше не слышали мандаринского диалекта.
"Даже при том, что все внимание участников было сосредоточено на фильме, и звуки "ми" не имели для них никакого смысла, те из них, которые посещали музыкальную школу, гораздо лучше различали нюансы речи героев фильма", - отметил невролог Северо-западного Университета Патрик Уонг. Он подчеркнул, что наблюдения проводились над самыми обыкновенными людьми, не являющимися профессиональными музыкантами.
Ученые выяснили, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции тела, такие как дыхание и сердцебиение. Наибольшее стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка.
"Эти результаты показывают нам, на каком глубоком уровне музыка воспринимается человеком. Мы думаем, что музыка стимулирует и фактически настраивает мозг на усиленную работу", - заявила Краус.
Сейчас ученых занимает другой вопрос - сколько лет музыкального обучения требуется для того, чтобы терапия музыкой принесла свои ощутимые результаты. Исследователи полагают, что музыкальные занятия также помогли бы детям с низким уровнем грамотности.