Российская Информационная Сеть
24 марта, 09:10

Региональные выборы в России как этап виртуализации институтов демократии

Региональные выборы в России как этап виртуализации институтов демократии Прошедшие 11 марта выборы в законодательные собрания региональных органов власти в очередной раз наглядно продемонстрировали продолжающийся процесс виртуализации институтов демократии в России.

Политическая процедура выборов органов власти как главный элемент осуществления демократии в стране фактически подменена ее протезом, т.е. формально соблюдены основные демократические атрибуты - сохранена сама процедура выборов в законодательные собрания, формально нововведенные поправки в выборное законодательство произведены юридически безупречно и в соотвествии с буквой закона.

Более того, невзирая на опасения властей, выборы по прежнему интересуют население страны и явка избирателей по сравнению с прошлыми годами существенно не изменилась.

По существу, с политической точки зрения, прошедшие выборы были выборами между партиями которые представляют власть и всецело поддерживают ее, и партиями которые также ее поддерживают, но с оговорками. Иначе говоря, политически, выборы были безальтернативными, так как участвовавшие на выборах политические силы никакой качественной разницы между собой не представляли. Данное обстоятельство не какое-то случайное стечение обстоятельств, но есть результат планомерной зачистки внутриполитического пространства продолжавшегося в России последние годы.

Тем не менее, если на уровне центра власть уже давно поделена и любая борьба между отдельными властными группировками может носить только постановочный и виртуальный характер, то на уровне регионов и региональных властей политическая борьба между элитными группировками идет очень активно и напряженно. Однако теперь, в связи с тем что в регионах между властью и бизнесом практически нет никакой разницы и чиновники зачастую выступают как ключевые бизнес-игроки, эта борьба из собственно политической плоскости, т.е. отстаивания конкретных политических программ и концепций перед избирателями, трансформировалась в борьбу бизнесменов-чиновников и их бизнес-группировок между собой. При этом бизнесмены-чиновники теперь выступают под прикрытием лояльных власти политических партий, а процедура выборов и участие в ней населения выступают в качестве инструмента легитимации результатов этой борьбы.

Бизнесмены-чиновники выступающие под прикрытием бренда "Единая Россия" зачастую имеют более серьезный бизнес и более серьезные финансовые возможности чем их конкруренты из "Справедливой России". Поскольку бизнес позиции у деятелей "Справедливой России" существенно слабее то им больше приходится ориентироваться на свою политическую и социальную риторику и даже критику властей. Однако как показала практика это мало помогает и на общий исход избирательного процесса с его неподкупными и бескомпромиссными избирательными комиссиями, оказывает небольшое влияние.

Таким образом, очевидно, что нынешняя юридическая процедура представляющая собой выборы, по сути выборами не является. Это нечто другое. Население теперь вовсе не является главным субъектом процедуры выборов, а свободное волеизъявление граждан не является гарантом легитимности власти. Народ теперь всего лишь средство для юридического оформления власти, разграничения бизнеса между элитами и заранее согласованного распределения портфелей между ними, посредством максимально формализованной процедуры выборов.

Главные особенности прошедших выборов:

1) Законодательная база процедуры выборов, была полностью зачищена от любых возможностей несистемных сбоев "демократического процесса" из-за которых выборы могут быть признанны недействительными. Основными результатами "зачистки" законодательства, стали ликвидация графы "против всех" в избирательных бюлютенях и отмена минимального порога явки избирателей;

2) Отсутствие реальной оппозиции среди представленных на выборах партий сделало выборы фактически безальтернативными;

Прежде чем приступить к анализу состояния политических сил в России после регинальных выборов и накануне выборов в Госуарственную Думу проведем небольшой обзор политических партий современной России. Подчеркну, что мы рассмотрим лишь политические объединения официально зарегистрированные как политические партии.

В целом, политические партии современной России можно разделить на три категории:

- "партии власти";

- партии лояльные власти;

- партии аутсайдеры;

"Партии власти", это партии как правило составленные из представителей высшего и среднего бюрократического звена и обслуживающего их персонала. На сегодня это партии "Единая Россия" и "Справедливая Россия". Прежде такими партиями были партии "Наш дом Россия", "Отечество - вся Россия" и "Медведь".

Особенность любой партии власти в России состоит в том, что у этой партии как правило нет собственной концепции и нет никаких представлений о том как должна развиваться страна. Главная и практически единственная часть политической программы любой российской партии власти это поддержка существующей власти и лояльность власти как базовая идея. Именно по этой причине активный жизненный цикл любой партии власти в России ограничивается обычно двумя избирательными циклами. На третью обычно не остается сил. Происходит это чаще всего потому, что за данный срок партия власти успевает серьезно подорвать свою репутацию поддержкой серии провальных и/или антинациональных социально-экономических инициатив правительства, а также обычной повальной коррупцией на местах.

За время деградации одной партии власти происходит ее замещение новой, "свежей" партией власти. По мере того как старая партия власти всем надоедает, она плавным перетоком бюрократических кадров постепенно полиморфирует в новую партию власти, так что создается иллюзия обновления политического истеблишмента страны.

К числу лояльных партий относятся партии ЛДПР, СПС. Чуть ранее в их списке была партия "Родина" Д.Рогозина и С.Глазьева. Это партии либо созданные как заведомо лояльные власти политическае силы (ЛДПР и СПС), либо это ранее опозиционные партии, которые в результате серии спровоцированных внутрипартийных скандалов, подкупов и ряда агрессивных пиар-компаний были морально разгромлены и деморализованы (КПРФ, "Родина" Д.Рогозина).

"Лояльные партии", несмотря на нередкие амбициозные и порой эпотажные заявления своих лидеров, тем не менее, всегда остаются лояльными существующему порядку вещей и никогда не выбиваются из общей канвы принимаемых властью решений. У каждой из этих партий есть своя отдельная ниша и своя устоявшаяся социальная категория избирателя.

У ЛДПР и СПС это преимущественно мелкая и средняя буржуазия из самых разных возрастных категорий.

Влияние "лояльных партий" на электоральном поле, как по отдельности, так и вместе взятых, строго ограничено. Лояльность обеспечивается за счет того что этим партиям и их лидерам фактически гарантируется попадание в пул элит допущенных к тому чтобы избираться и быть избранными, с получением всех сопутствующих гарантий(доступ к СМИ, отстутствие препятствий в бизнесе и пр.).

Некоторое исключение составляет КПРФ. Ее также можно отнести к "лояльным партиям", но Компартия пытается дистанциироваться от "общекремлевского дискурса". Активами КПРФ являются пенсионеры (условно говоря "старушки"), некоторая часть сознательных рабочих и часть патриотически настроенной молодежи.

Наконец, самая многочисленная категория российских политических партий - партии аутсайдеры. Эти партии в свою очередь подразделяются на две отдельные подкатегории - оппозиционные партии и партии-симулякры.

Реальность современной России заключается в том, что оппозиционными партиями на сегодня могут быть только политические аутсайдеры. Это прежде всего партия "Яблоко", "Трудовая Россия" и несколько мелких партий либерального или патриотического толка.

Шансы обрести какое-то масштабное политическое влияние у этих оппозиционных партий, в рамках существующей системы, практически равны нулю. С оппозиционными партиями в последние годы в России особенно не церемонятся и в случае малейшей опасности их просто исключают из списков для голосования зачастую прямо накануне выборов. Причины снятия с выборов могут быть самыми разными, от обвинений в экстремизме, до обвинений в неправильности представленных избирательной комиссии данных о собствнности, доходах и пр.пр. Причина снятия с выборов значения не имеет. Как любят говорить российские бюрократы: "Если вы не согласны с нашим решением вы можете подать на нас в суд".

Партии-симулякры, представляют другую крайность. Эти политические течения проектируемые в кулуарах Администрации президента РФ, под конкретные задачи. Иногда это бывают партии-однодневки создаваемые специально под выборы, но иногда они могут перерастать и в партию власти, как это произошло например с "Партией Жизни" С.Миронова. Чаще всего партии-симулякры предназначены в качестве "ограничителя" оппозиционных и лояльных партий и главная их задача заключается в отборе голосов у нелояльных партий, либо для "выпуска пара" и общей балансировки электорального поля, для чего обычно используют заведомо маргинальные образования предназныченные для сдувания радикалов и опять же соблюдения юридических формаьностей - "видите кто у нас на выборах агитирует? Это потому что у нас демократия". При этом семипроцентный проходной барьер законодательные органы власти гарантирует выпадение таких партий в осадок и после абсорбации ими ненужных настроений.

Исходя из такой картины политических реалий современной России нетрудно предположить каков будет расклад политических сил накануне выборов в Государственную Думу. Очевидно, что в случае если за будущие семь месяцев в стране не случится ничего фатального, как то падение цен на энергоносители и обвал фондового рынка, на предстоящих выборах в Госдуму основная борьба развернется между партиями "Справедливая Россия" и "Единая Россия".

Как было сказано выше политическая борьба в регионах где передел власти и соственности еще не завершен, качественно отличается от политической борьбы в центре где очередной этап этого передела уже состоялся, а следующий еще не начался. Смею предположить, что основной этап реальной борьбы между партиями "Справедливая Россия" и "Единая Россия" закончился 11 марта когда определился состав региональных органов власти и политическая стадия борьбы не на жизнь, а на деньги и собственность, между ними на данном избирательном цикле завершилась. Завершилась как и положено победой более сильного бизнеса над более слабым. Как и положено особенно впечатляющими результаты были там где сильны позиции местных бизнесменов-чиновников - в Тюмени, Омске, Дагестане.

Думаю, что накал собственно политической борьбы между этими "непримиримыми соперниками" несмотря на то что в регионах от этой борьбы случается летят головы местных чиновников, никого не должен вводить в заблуждение. Степень политической "непримиримости" этого противостояния 15 марта 2006-го года наглядно продемонстрировал лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов, который заявил, что на заседании высшего совета партии "Единая Россия" принято решение поддержать выдвижение действующего спикера Совета Федерации, лидера "Справедливой России" Сергея Миронова в качестве сенатора от Санкт-Петербурга. При этом Грызлов подчеркнул, что единороссы "полностью удовлетворены работой Миронова на посту председателя верхней палаты и сегодняшнее решение - это, по сути, "государственное решение".

В силу того что предстоящие выборы в Государственную Думу, будут больше событием политическим, предположу что шансы на успех более ориентированной на политическую борьбу "Справедливой России" по сравнению с "Единой Россией" выглядят более предпочтительными. И учитывая это обстоятельство, вполне возможно что уже летом и ближе к осени может начаться процесс перехода наиболее мобильной части бизнесменов из "Единой России" в "Справедливую Россию".

Но в любом случае, перетасовки кадров между "Единой Россией" и "Справедливой Россией" внутри Думы, качественно картины политической жизни в стране не изменит, поскольку обе партии заведомо позиционируют себя как партии которые проводят в жизнь политику Владимира Путина. Что же касается остальных партий то как от них ничего не зависит в нынешней Думе, так от ни ничего не будет зависеть и в будущей Думе.

nbsp;RIN 2000-