Российская Информационная Сеть
24 марта, 20:15

При Путине наконец-то стало возможным добиться успеха без компромиссов

При Путине наконец-то стало возможным добиться успеха без компромиссов Каждый день по телевидению россияне слышат о том, что их страна переживает Золотой Век. С недавнего времени я и сам пристрастился к информационным программам первого и второго государственных каналов.

Эти передачи вызывают у меня ностальгию по годам моей юности, когда в нашей стране все было прекрасно, а за границей все было кошмарно. И сейчас все начинается снова: американцы погибают в Ираке, европейцы сошли с ума и жгут машины, в бывших советских республиках царят хаос и нищета, в то время как у нас уровень жизни и международный престиж растут, страна строит недорогое жилье и современные авианосцы, в Чечне жизнь с каждым днем становится все прекрасней, наши миллиардеры оставили позади японцев и арабов, и все на планете жаждут нашего газа. После этих хороших новостей нам показывают Того, Кому мы всем этим обязаны.

Каждый день на голубом экране он гладит по голове детей и ласкает собак, он катается на лыжах, он летает на боевых самолетах, распекает министров, которые недостаточно пекутся о благе народа, и награждает известных артистов. Телеведущие говорят о Нем, как о горячо любимом усопшем: только хорошее, негромко и с почтением. После новостей на всех каналах начинается какая-нибудь развлекательная передача: там раздается заливистый смех, аплодисменты, там поют, танцуют и еще, не знаю уж почему, все время катаются на коньках. Все это напоминает экранизацию известного изречения товарища Сталина: `Жить стало лучше, жить стало веселее`. Он произнес эти слова в 1935 году после отмены продовольственных карточек.

Инстинкты

Но мои друзья видят это в ином свете. Они говорят, что мы больше не являемся демократической страной, потому что у нас теперь нет самостоятельного парламента, независимых судов, свободной прессы. Они говорят, что даже в советскую эпоху не было такого засилия гэбистов (агентов КГБ, советских секретных служб - прим. Liberation) на руководящих должностях. Они говорят, что власть играет на самых примитивных инстинктах общества, раздувает националистические настроения и ксенофобию. Они говорят, что самое печальное - это аполитичность народа, которому плевать на свободу, главное, чтобы у него был кусок хлеба с маслом. Короче говоря, друзья мои настроены пессимистично, их единодушный приговор созвучен строкам Пушкина: `Ужасный век, ужасные сердца!`.

После прочтения всего этого, Вы, несомненно, решите, что в заголовке этой статьи содержится насмешка. Отнюдь нет! Несмотря на все уважение к моим друзьям и неуважение в нынешнему российскому телевидению, я скорее соглашусь с ним, чем с друзьями. Жить в России действительно стало лучше и веселее.

Мои друзья абсолютно правы в обвинениях, предъявляемых режиму, но, по-моему, их вердикт ошибочен. Настоящий российский век совсем не ужасен, и сердца моих соотечественников абсолютно нормальны. Я даже Вам больше скажу: я глубоко убежден, что никогда еще за всю тысячелетнюю историю в России не было такой многообещающей эпохи.

Цари

Мы не будем углубляться во времена Ивана Грозного и Петра Великого, они слишком примитивны. Давайте возьмем два следующих века, которые называют `цивилизованными`. В царской России были только `мундиры голубые и. . . преданный народ` (цитата из стихотворения Михаила Лермонтова; голубые мундиры носили жандармы). Когда страной руководили генеральные секретари, были синие фуражки НКВД (одно из названий советских секретных служб) и преданные Союзы писателей, композиторов, художников, кинематографистов и т.д.

Я считаю, что самым омерзительным в системе советского государства был даже не ГУЛАГ, а скорее тот факт, что человек, стремящийся к реализации своего таланта, в любой области без исключения должен был доказать свою верность режиму. Никто не мог сделать карьеру, будь то в сфере искусства, науки или промышленности, если он не являлся членом Коммунистической Партии и не совершил ритуального лобызания красного мозолистого зада дьявола.

Сегодня у тебя есть выбор, лобызать или нет, и это - неслыханно для России, это великое счастье. Конечно же, в тех, кто готов лобызать, недостатка не наблюдается. Но так было всегда. С гибким позвоночником проще протиснуться из норы в земле к солнцу, это истинно для любой эпохи и любого общества. Но в первый раз за всю нашу историю лобызание дьявольского зада не является обязательной данью на пути к профессиональному успеху.

Несомненно, мой восторг по поводу такой простой вещи покажется французскому читателю странным и преувеличенным. Если бы Вы только знали, как я завидую тем, кому сегодня двадцать! Когда я был в их возрасте, мне все твердили: вступай в партию или иди в дворники. Так родилось `поколение дворников и сторожей` (цитата из песни Бориса Гребенщикова), нонконформистов, которые творили, не надеясь на то, что их работы будут когда-нибудь изданы, выставлены или показаны.

Клыки

В нынешней России художники, предприниматели или ученые не обязаны идти на этические компромиссы. Без компромиссов путь к славе будет, возможно, труден, но, если ты мастер своего дела, ты добьешься успеха. Не в государственных или властных структурах, конечно же, нет. Это - пространство, куда вход разрешен лишь по пропуску: лобзай то, что тебе говорят - и проходи. Иначе - проход закрыт. При Путине государственные структуры стали поглощать большой бизнес (Вы без сомнения слышали о процессе над Михаилом Ходорковским) и крупные СМИ, из которых в одночасье исчезли независимые и отважные журналисты. Но я не думаю, что у власти достаточно длинные клыки, чтобы подмять под себя все сферы жизни. Для этого нужна диктатура, а я глубоко убежден, что об этом сейчас в России речь не идет. Диктатура - это ураган, который гонит волны, куда ему вздумается. Нынешняя власть в России скорее напоминает серфингиста, который оседлал волну, но боится разбиться вместе с ней о скалы.

Скоро придет новая волна. Она захватит тот самый народ, который сегодня аполитичен, но не потому, что ему безразлична демократия, а потому, что он думает не о свободе, а о более насущных вещах. Миллионы моих соотечественников учатся самостоятельности. Впервые они работают не на `дядю Васю` (выражение, означающее `неизвестно на кого`), но на самих себя, рассчитывают на собственные силы, ум, энергию. Вот он - истинный Золотой Век для народа, в истории которого между крепостным правом (отмененное в 1861 году) и рабством при тоталитарном режиме прошло всего каких-нибудь полвека.

Мои соотечественники сегодня думают лишь о том, как заработать на `хлеб с маслом`. И это нормально, потому что без хлеба и масла, не будет ни свободы, ни демократии.

В первую очередь необходимо обеспечить достойную жизнь своей семье. Затем привести в порядок улицу, на которой ты живешь. Потом район. Далее - страну. И тогда закончится Золотой Век, и настанут нормальные времена.

nbsp;RIN 2000-