Российская Информационная Сеть
28 марта, 11:14

Партия "Свободная Россия" решила занять стратегические позиции на правом политическом поле

Партия "Свободная Россия" решила занять стратегические позиции на правом политическом поле Партия "Свободная Россия" собралась на свой съезд, переименовалась в "Гражданскую силу", решила занять стратегические позиции на правом политическом поле.

Во главе партии модный адвокат Михаил Барщевский, писатель Мария Арбатова, врач-невропатолог Александр Рявкин. К "Гражданской силе" примкнули многочисленные мастера культуры вроде как либеральной ориентации.

С одной стороны, всем все понятно.

Без соучастия руководящей и направляющей силы общества, раскинувшейся в квартале Старой площади и Кремля, никакой бы условно либеральной партии не было бы. Равно как не усиливали бы ее узнаваемыми лицами Барщевского и Арбатовой, не обнаружили бы у нее многочисленные региональные организации и число членов, достаточные для официальной регистрации.

Словом, не случайно к "Гражданской силе", в докремлевском девичестве "Свободной России", прилепили ярлык "спойлера" (отбирателя голосов) у либеральных партий - особенно у праволиберального Союза правых сил.

С другой стороны, Барщевский и партнеры (не в смысле адвокатской конторы, а в смысле политических сподвижников) все делают правильно. Правильно строят свою риторику на том, что СПС уже можно считать левой партией, поскольку на региональных выборах она выступила под левыми лозунгами. Правильно стремятся занять непопулярную правую нишу - сегодня о ней никто и не вспоминает, а завтра свежая, с новыми лицами либеральная партия может внезапно оказаться востребованной. В конце концов, так было однажды в Польше, когда правый "Союз свободы" утратил популярность, но потом правоцентристская "Гражданская платформа" стала одной из самых влиятельных партий страны (а на сегодняшний день, благодаря выкрутасам братьев Качиньских, самой влиятельной). Сменились и лица праволиберальной партии - нынешний ее лидер Дональд Туск, едва не победивший на президентских выборах, никак не ассоциируется с "командой Бальцеровича" (нашим аналогом "команды Гайдара-Чубайса").

Разумеется, все это пока не отменяет почетного звания спойлера и не гарантирует благополучного существования после грядущих выборов. Кремлю новая партия нужна не как самоцель или способ потрафить представителю правительства в высших судах, звезде "Что? Где? Когда?" и начинающему писателю Михаилу Барщевскому. "Гражданская сила" -- это подопытный кролик, на котором будут проведены опыты по выживанию правых либералов и соответствующих идей в электоральном поле. Жизнь в этом поле безжалостна, там полно хищников, и лабораторному кролику предстоит проявить свои лучшие качества, чтобы выжить в условиях уже не виртуальной, а реальной борьбы, пусть и сдобренной возможностями манипулирования голосами и их подсчетом.

По логике экспериментаторов, новые лица способны помочь осуществить ребрендинг либеральных идей. Вопрос состоит в том, может ли предъявление публике новых физиономий, склонных к либеральной риторике, привести на избирательные участки уставших от политики и адаптированных к жизни конформистов, теоретически придерживающихся либеральных взглядов. Ничего личного, всего лишь электоральная социология в условиях реальных выборов...

Но, в конце концов, "Гражданская сила" добровольно согласилась на этот своеобразный тест, а первые лица партии поставили на кон свои политические репутации в логике "Тварь я дрожащая или право имею?". Реальные задачи непростые. Отбирать голоса у СПС не так просто, как кажется на первый взгляд: ресурсы федеральной партии, хотя и остаточные, не следует недооценивать - это и люди, и технологии, и местами сильные региональные отделения. К тому же федеральная кампания СПС наверняка будет отличаться от региональной, а иным неискушенным избирателям может и не показаться столь уж дикой смесь левого популизма и правой идеологии. Отбирать голоса у леволиберального "Яблока", скорее всего, будут коммунисты - это диктуется и самой логикой электорального процесса, и решительным настроем Компартии. Протестный электорат, как показали региональные выборы, КПРФ собирать умеет. Даже если этот электорат ей и не совсем родной.

Рекрутировать избирателя из числа вялых "саппортеров" "Единой России"? Но урбанизированному адаптированному высшему среднему классу, который, как представляется, и составляет основу потенциального электората "Гражданской силы", проще проголосовать за "ЕР" или, как обычно, вообще не ходить на выборы.

Словом, новой партии есть чем заняться. Доказать, что они не просто спойлеры. Что они могут претендовать на самостоятельное политическое существование. Что в принципе могут держать удар, то есть заниматься собственно политической борьбой.

А если в результате всех этих процессов в России действительно волшебным образом появится полноценная правая партия - так и слава Богу.

nbsp;RIN 2000-