28 марта, 20:19
Эксперт американского Института международной экономики Андерс Аслунд сделал много прогнозов по Украине. Он был сторонником создания широкой коалиции между `Нашей Украиной` и Партией регионов и говорил, что конституционная реформа в Украине не будет реализована.
Пока широкой коалиции в Украине нет, а конституционная реформа хоть со скрипом, но реализуется. Тем не менее, Аслунд считает, что Украина, находящаяся между Западом и Востоком, является одной из самых интересных стран, в которой происходит много событий. Для шведского эксперта понятно, куда движется Украина - к Евросоюзу. Какой видится на Западе наша страна после того, как антикризисная коалиция находится у власти почти восемь месяцев? Принесет ли Украине стабильность преобразование антикризисной коалиции в коалицию национального единства? Какие угрозы существуют перед украинским правительством и что оно должно делать для обеспечения продолжительного роста? Стоит ли Украине вести разговоры о вхождении в Единое экономическое пространство? Сможет ли Россия повлиять на интеграцию Украины в ЕС? Об этом в эксклюзивном интервью `Дню` - старшего научного сотрудника Института международной экономики Андерса АСЛУНДА.
- Известно, что прогнозы делать - неблагодарное дело. Можно ли сказать, что происходящие в Украине события подтверждают это правило?
- Почему? Нет. Сейчас в Украине идет нормальное развитие. Мы видим, что в странах СНГ средний экономический рост составляет 9 %. Особенно это относится к Казахстану и Азербайджану. В Украине рост чуть меньше. Но, тем не менее, она вписывается в эту картину.
- Но ведь вы прогнозировали, что конституционная реформа не будет реализована в Украине, и выступали за широкую коалицию...
- Нет, это не совсем так. Я думаю, что конституционная реформа действует и что в вашей стране будет внедрена парламентская система. Это общая тенденция в мире, и мы это видим сейчас в Молдове, Украине, Азербайджане, Армении и Кыргызстане. Более демократические страны переходят на парламентскую систему.
- Но не вызывает ли у вас тревоги то, что попытки правящей коалиции всеми способами создать конституционное большинство могут привести к узурпации власти? Если раньше вся власть находилась у Президента, то теперь будет у премьера.
- Я не думаю, что это получится. Вы можете видеть, что большой бизнес здесь разделился в своих симпатиях: System Capital Management поддерживает Виктора Януковича, `Индустриальный союз Донбасса` поддерживает Президента Виктора Ющенко, а `Приват-Групп` - оппозицию.
- Но если Президента попытаются избирать в парламенте? Это будет нормально для Украины, если не будет противовеса коалиции?
- По моему мнению, здесь развивается нормальная система противовесов. Я думаю, что Президент и дальше будет избираться народом. Главное, чтобы здесь сохранилась система противовесов и плюрализма.
- Но ведь многие в Украине считают, что преобразованная днями антикризисная коалиция в коалицию национального единства не принесет стабильности Украине. А что вы думаете по этому поводу?
- Насколько я знаю, реально в правительственную коалицию переходит менее 10 депутатов. Я думаю, что это означает небольшие изменения. Конечно, мы видели реакцию, что `Наша Украина` и БЮТ сблизили позиции, поскольку они видят в этом угрозу. Я думаю, что в Украине все время имеются противовесы.
- Вы думаете, что противовесы сохранятся?
- Да. Это не гарантия, но так выглядит.
- А с экономической точки зрения, как вы оцениваете деятельность нынешнего правительства, которое работает почти 8 месяцев и заявляет об экономическом росте, но в то же время с начала года практически заморозило зарплату и пенсию?
- Мне кажется, что правительство хорошо поддерживает макроэкономические балансы. Но здесь не делаются реформы. На повестке дня конституционные вопросы и очень мало внимания уделяется законодательству. Фактически единственным примером серьезного отношения правительства и коалиции является принятие Закона о Кабинете Министров. Я не обсуждаю, что было в этом законе. Но хорошо, что принимают такой нужный закон.
- А что вы можете сказать о качестве роста украинской экономики? Обеспечит ли он стабильный рост?
- Думаю, что это нормальный экономический рост. Если правительство будет проводить нормальную экономическую политику, тогда рост может быть продолжительным. Кроме того, необходимо принять экономический кодекс, закон об акционерном обществе, а также быстрее вступить в ВТО и провести судебную реформу. Сейчас в этом плане делается очень мало. Если говорить о проблемах, то главными являются макроэкономические проблемы. Существует и ряд угроз, главной из которых является то, что в Украине не работает система НДС. Кроме того, следует отметить такую угрозу, как рейдерство из-за того, что сейчас нет порядка.
- Видите ли вы решимость правительства заняться названными вами проблемами?
- Сейчас все занимаются конституционными вопросами. Причем фактически исключительно ими. Кто что решает?
- На днях Янукович заявил, что Украина будет более интенсивно участвовать в Едином экономическом пространстве. В то же время со стороны Киева звучат заявления о постоянстве курса на интеграцию в ЕС. Как это может согласовываться и не может ли здесь произойти разрыв между интеграцией Украины на Запад и Восток?
- Единое экономическое пространство не существует и не будет существовать. Зачем что-то делать? Разве что ради пропаганды, чтобы смягчить отношения с Россией. Но, чтобы серьезно этим заниматься, - это просто несерьезно. В России есть столько проектов: СНГ, Таможенный союз, Евроазиатское экономическое сообщество, ЕЭП. Но из всего этого ничего не получилось. Потому, что Россия - просто несерьезный партнер. Зачем заниматься и обсуждать эти экономические вопросы до тех пор пока Россия не вступит в ВТО?
- Как вы расцениваете требования украинского премьера о необходимости включения перспективы членства нашей страны в Евросоюзе в будущее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. Считаете ли вы такие требования Украины оправданными? А если такого ответа не будет, как это может повлиять на интеграцию Украины в ЕС?
- Главное - начинать конкретно работать над конкретными шагами. В этом плане Украина давно занимается декларациями. Намного более важно принимать конкретные соглашения, в частности, соглашение о свободной торговле. Именно это конкретное соглашение надо готовить, а не заниматься высокой риторикой и ничего при этом практически не делать. Как я уже упоминал, проблема еще в том, что в Украине принято очень мало необходимых законов. Тут даже разговор не идет о качестве. В первую очередь необходимо принять 20 законов финансовой деятельности. Единственное корпоративное законодательство в Украине - закон об экономических предприятиях 1991 года. Это еще советский закон. Всемирный банк сделал сравнение стран СНГ по существующей законодательной базе. Оказалось, что Украина находится на последнем месте по количеству принятых законов. Это не вопрос качества, а просто свидетельство отсутствия законов. А если законы есть, то улучшается качество.
- Но, недавно украинский министр юстиции заявил, что к концу этого года Украина адаптирует свое законодательство к европейскому?
- Это невозможно. Нужно много лет работать, чтобы принять законы, которые есть в ЕС. Речь идет о законодательстве в финансовой, судебной и корпоративной сфере. Также надо решить конфликт между экономичным и гражданским кодексами.
- Как сейчас в США воспринимают Януковича? Считают ли в Вашингтоне, что премьер способен реализовывать реформы?
- Я думаю, что ничего нет драматического в том, что в Вашингтоне хотят иметь дело с любым правителем в Украине. Для США Украина важна. Но другое дело, что Джордж Буш сейчас `хромая утка` и поэтому можно считать, что в Вашингтоне перерыв на два года. Сейчас не важно, что говорят США, потому что они ничего не делают. Президент США настолько слабый, что сосредоточен на Ираке, думает о своем рейтинге, люди уходят из правительства, понимая, что не стоит работать с ним. И нынешняя администрация не имеет кандидата на следующие выборы. А тем временем все думают только о следующих выборах. Демократическое большинство в Конгрессе влияет на ситуацию, но это влияние в основном проявляется в дискуссии, а не в исполнении.
- Вы принимаете участие в конференции, которая проходит в Киеве и посвящена влиянию на глобализацию Европы и Азии. Каким вы видите место Украины между ЕС и Азией, включающей Россию?
- Конечно, Украина приблизится к ЕС. Потому что Россия просто не дает ей никаких альтернатив. Поэтому в принципе для Украины есть лишь одна дорога - на Запад. И вопрос только стоит, с какой скоростью будет двигаться Украина в ЕС. И это решает сама Украина. Конечно, лучше быстрее, чем медленнее.
- Как Россия может замедлить или ускорить интеграцию Украины в ЕС? Имеет ли она рычаги для этого?
- Я думаю, что это просто заблуждение. Россия может что-нибудь сказать и даже согласиться на зону свободной торговли, но не это реально. Потому что Россия не имеет таких институций, которые могут поддержать соглашение о свободной торговле. Даже если есть соглашение с Россией о зоне свободной торговли, все равно оно ничего не значит. Потому что российские предприятия не будут выполнять это соглашение. Российское министерство сельского хозяйства не обращает внимания на соглашения о торговле. Они делают то, что хотят. Правительство России не является единым. Каждый зарабатывает по-своему.
- Вы хотите сказать, что они не пойдут на это соглашение о зоне свободной торговли?
- Они могут подписать документы, но не будут исполнять их. Потому что в них настолько слабые шансы вступить в ВТО. С Россией надо разговаривать так: если вы хотите зону свободной торговли - пожалуйста. Вы вступите в ВТО, мы вступим в ВТО и потом сможем обсуждать этот вопрос. Не до, а после. Украине сейчас надо как можно быстрее вступить в ВТО. И когда Россия тоже вступит в эту организацию, то после этого решаются многие проблемы с торговлей между этими двумя странами.
- Вы считаете, что это правительство не видит опасности вступления в ВТО, несмотря на то, что коммунисты, которые входят в состав коалиции, выступают против вступления в эту организацию?
- Я считаю, всем понятно, что две трети экспорта Украины - это чувствительные продукты, особенно сталь. Поэтому сейчас Украине очень важно обеспечить доступ к западным рынкам, когда конкуренция очень сильная, а протекционизм на Западе достаточно маленький.