2 апреля, 12:33

Миры с двумя солнцами могут быть широко распространены во Вселенной

Миры с двумя солнцами могут быть широко распространены во Вселенной Результаты исследования, проведённого недавно с использованием космического телескопа "Спитцер", показали, что двойные системы звёзд, вокруг которых обращаются планеты, довольно-таки широко распространены во Вселенной.

Ранее подобное считалось аномалией.

В ходе своей работы учёные из Университета штата Аризона в Тусоне под руководством Дэвида Триллинга обследовали 69 двойных систем на расстоянии от 50 до 200 световых лет от Земли. Для исследования были выбраны звёзды, сформировавшиеся позднее нашего Солнца, и обладающие массами, превышающим Солнечную. В результате выяснилось, что 40% таких систем окружены остаточными газопылевыми дисками, указывающими на возможность наличия около этих звёзд сформировавшихся планет.

По словам Дипака Рагавана из Университета штата Джорджия, не участвовавшего в работе учёных из Аризоны, новое исследование очень интересно, так как является первым, показывающим наличие процесса формирования планет в двойных звёздных системах. За прошедший год исследовательская группа под руководством Рагавана объявила о том, что многие звёздные системы, в которых были обнаружены планеты, состоят из двух или даже трёх светил.

Стоит отметить, что команда Триллинга обнаружила протопланетные диски вокруг звёзд в двойных системах, где светила располагаются на расстоянии всего лишь 500 астрономических единиц друг от друга и меньше. Прежде планеты обнаруживались только в "широких" двойных системах, где звёзды обращаются на расстоянии около 1000 астрономических единиц друг от друга.

Ранее астрономы предполагали, что планеты в двойных системах формироваться не могут вообще, поскольку гравитационное поле одной из звёзд должно было бы препятствовать возникновению на орбите другой сгустков вещества, из которых планеты, собственно, и образуются. Однако фактические наблюдения это мнение опровергли. Теперь же, по словам Триллинга, после сделанных им с коллегами открытий, сцена из кинофильма "Звёздные войны" с заходом двух солнц на Татуине, родной планете Люка Скайуокера, уже не кажется слишком фантастической. Хотя очевидно, что среди дня на поверхности такой планеты будет "немного жарче", цитирует Триллинга "Компьюлента".