4 апреля, 14:06
Восемь лет назад самолеты НАТО бомбили Сербию. Это было начало 78-дневной кампании, завершившейся уходом сербских сил из южной провинции Косово.
Большую часть этого времени дипломаты из ведущих государств находились в постоянном контакте, прилагая отчаянные усилия для прекращения войны. При помощи России бомбардировки были прекращены в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. Во вторник 3 апреля Совет Безопасности обсудит план независимости Косово. Участие в этом обсуждении России означает, что заседание будет не из легких.
Хороших решений болезненной косовской проблемы пока нет, есть только не очень плохие решения. Что касается большинства западных государств, приемлемый план будущего этой провинции готов. Однако Россия отвергает такое урегулирование проблемы, которое предусматривает независимость. Край Косово был (и формально остается) сербской провинцией. Подавляющее большинство двухмиллионного населения - это этнические албанцы, которые меньше, чем на независимость не согласны. Сербские лидеры этого не признают.
После окончания косовской войны территория края находилась под юрисдикцией ООН. Бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), которого ООН попросила найти решение для Косово, представил свои планы в Совет Безопасности 26 марта. В приложенном к плану докладе Ахтисаари высказался довольно откровенно. Он отметил, что сербы и албанцы находятся на `диаметрально противоположных позициях`, и что `никакие дополнительные переговоры, в каком бы формате они ни проводились, не помогут выйти из тупика`. Он делает вывод, что `единственным приемлемым вариантом для Косово является его независимость, причем на начальном ее этапе - под контролем мирового сообщества`.
Косово в настоящее время находится под юрисдикцией ООН, поэтому понадобится новая резолюция Совета Безопасности, чтобы изменить положение. Если Совет Безопасности примет план Ахтисаари, то в Косово не только останется действующий там сейчас контингент миротворцев НАТО, но там также появится крупная миссия ЕС, которая будет контролировать полицию и систему судебных органов. Будет также введена влиятельная должность генерал-губернатора от международного сообщества, который своей властью сможет увольнять с работы местных руководителей и отменять законы, не соответствующие плану урегулирования Ахтисаари.
Руководящий Сербией премьер-министр Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) надеется, что Россия наложит вето на этот `план расчленения Сербии`. Он предупреждает, что независимость `станет актом насилия против закона`. Тем временем, российские официальные лица настаивают на проведении дополнительных переговоров. Они считают, что независимость Косово станет прецедентом в международном праве, против чего возражают американцы, британцы и прочие.
На территории бывшего Советского Союза сохраняется ряд `замороженных конфликтов`, чем-то похожих на косовский. Один из них в Нагорном Карабахе - армянском анклаве внутри Азербайджана. Другой в Приднестровье - отколовшемся районе Молдавии. Возможно, российские руководители считают, что и косовский конфликт можно заморозить, избежав, таким образом, трудных решений. Но проблема заключается в том, что ситуация в Косово близка к точке кипения и может взорваться в любой момент.
Западные дипломаты предупреждают, что если Россия заблокирует в ООН решение о независимости Косово, там произойдет взрыв насилия. Кроме того, косовские албанцы могут объявить о независимости края и без резолюции Совета Безопасности. Это способно привести к ужасной неразберихе в международных отношениях. Некоторые страны, в том числе, Америка, могут признать новое государство, в то время как многие другие, включая страны-члены ЕС, этого не сделают.
Ахтисаари заявил скептикам из состава ЕС (Испания, Словакия и Греция), что европейское единство важнее их сомнений. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) подержал этот план. Поддержал его и глава НАТО. Западные дипломаты обеспокоены тем, что Россия заблокирует резолюцию и спровоцирует новую вспышку насилия на Балканах. Но может быть, Россия и не захочет одновременно бороться с Америкой и с Евросоюзом.
Нет никаких сомнений, что наряду с этим крутятся и колеса тайной, двусторонней дипломатии. Высокопоставленные американские дипломаты спрашивают Россию, что она хочет в обмен на поддержку новой резолюции ООН. Если такая новая резолюция появится, мы сможет узнать, какую цену пришлось заплатить России в обмен на ее поддержку лишь тогда, когда об этом напишут в книгах по истории.