14 мая, 17:00
Этот материал задумывался еще до событий на Тынисмяги как сугубо практический разговор о тех неподписанных договорах, нерешенных проблемах и незавершенных проектах, которые есть у Эстонии и России помимо Бронзового солдата.
После событий на Тынисмяги встал вопрос о том, стоит ли вообще заканчивать статью, ведь понятно, что теперь в диалоге двух стран еще долго не будет места прагматизму. И тем не менее я решила продолжить работу, но перевести разговор из практической плоскости в область психологии, ведь Бронзовый солдат стал не причиной, а следствием отвратительных эстонско-российских отношений. Просто это тот редкий случай, когда зерно государственной пропаганды упало в плодородную почву народных святынь.
Можно много рассуждать над тем, почему Россия третирует Эстонию. На этот счет существует много разных версий: от той, что `нашистская` Россия XXI века очень напоминает фашистскую Германию 30-х годов века XX, сейчас она потворствует оборзевшим `патриотам`, но скоро (после выборов?) там следует ждать своей `ночи длинных ножей`, до той, что на примере Эстонии Россия пытается продемонстрировать Украине и Грузии, что в случае чего им никакие НАТО с ЕС не помогут, и что на фоне крошечной страны очень просто демонстрировать миру свою растущую мощь - в данном случае Эстония выступает в роли увеличительного стекла. Однако я недостаточно хорошо знаю современную Россию, чтобы комментировать эти гипотезы или выдвигать новые, поэтому сосредоточусь на том, какие Эстония со своей стороны создает предпосылки для того, чтобы именно ее выбрали козлом отпущения.
Знать Россию - дурной тон
Фамилии российских послов словно иллюстрируют историю развития эстонско-российских отношений в последнее десятилетие: Глухов, Провалов, Успенский. Если так пойдет и дальше, то, боюсь, дело кончится каким-нибудь Гробовым-Поминкиным. Часто возникает впечатление, что обе страны специально выбирают в свои посольства в Москве и Таллинне таких дипломатов, которые заведомо не могут рассчитывать на симпатии другой стороны.
Немногие исключения из этого правила словно подстерегает злой рок. Хотели назначить атташе по культуре в Москву бывшего мэра Таллинна Иви Ээнмаа, натуру не по-северному яркую, широкую, способную расположить к себе россиян - Россия так и не дала ей дипломатическую визу. Назначили послом Марину Кальюранд, женщину открытую, доброжелательную и здравомыслящую, тоже вполне способную найти с восточными соседями общий язык. А тут такое!
К чести Кальюранд, хочется сказать, что и тут она сделала все от нее зависящее: пока заварившие кашу мужчины-политики в своей стране прятались от своих соотечественников за колючей проволокой, женщина в осажденном посольстве еще пыталась давать пресс-конференции и отвечать на вопросы о событиях, за которые несет не больше личной ответственности, чем любой государственный служащий.
Казалось бы, при том влиянии, которое имеет на местное сознание Россия, Эстония должна была бы прилагать все усилия, чтобы получше изучить своего `возлюбленного врага`. Однако нет: хорошо знать Россию у нас - дурной тон. А настойчивость в этом вопросе - лучший способ украсить своей фотографией следующий ежегодник Полиции безопасности.
Русолог - неблагодарная профессия
Политолог Тартуского университета Кармо Тюйр - один из тех, кто выбрал для себя эту неблагодарную работу. `Я не русофил и не русофоб, я - русолог, тот, кто пытается беспристрастно и рационально изучать Россию`, - любит говорить он. По мнению Тюйра, для которого близкое знакомство с будущим предметом изучения началось с соседства с военным городком в детстве и со службы на флоте в юности, на Западе и в Эстонии представления о том, что значит `знать Россию` резко отличаются.
Лучшие западные русологи знают язык, учились или работали в России и имеют там разветвленные контакты, в том числе среди политической элиты. Но таких единицы. Остальные занимаются в основном реферированием новостей и охотно соглашаются, что `умом Россию не понять`. В Эстонии же большинство людей в той или иной степени владеет русским языком, помнит те времена, когда мы были единой страной, и на этом основании убеждено, что знает и современную Россию. Хотя на самом деле эстонский опыт советских времен к современной России уже неприменим.
`В этом и заключается кардинальная разница, - рассуждает Тюйр. - Если на Западе на знание России претендуют редкие эксперты, мнению которых свято верят, у нас большинство убеждено, что знает Россию, так что если кто-то вдруг объявляет себя экспертом в этом вопросе, на него смотрят с легким сожалением, как на ущербного: `Брось дурить, парень. Нам и так прекрасно известно, что там все плохо`.
Но это еще в лучшем случае. `Поскольку на любую связанную с Россией инициативу, проявляемую на политическом, экономическом или даже научном уровне в Эстонии смотрят через призму безопасности, поэтому и наши органы безопасности интересуются теми людьми, которые изучают Россию в несколько раз более пристально, чем теми, кто изучает, например, Европейский союз`, - заключает политолог.
Понятно, почему настоящих знатоков России у нас можно пересчитать по пальцам. И к их помощи политики прибегают весьма неохотно, а на публике эту роль зачастую играют те, чья компетентность весьма сомнительна. Например, очень забавно было читать предположения этих `экспертов` о том, почему так быстро похоронили Бориса Ельцина. Родилась целая теория заговора, хотя хватило бы элементарного знания православных традиций.
Однако все вышесказанное не объясняет того пассивного фатализма, который царит в эстонской политике на российском направлении. Ведь только повествуя миру о недостатках соседа, далеко не уедешь, новый мост через Нарову не построишь, президентских регалий не вернешь, договоров не подпишешь, союзников не завоюешь и себя не обезопасишь.
Китай нас не обижает
Переговоры об интервью со специалистом по эстонско-российским отношениям в Министерстве иностранных дел я веду долго. Сначала мне предлагают ответить на вопросы письменно. Я настаиваю на личной встрече. `Но таких специалистов у нас много!` - разводят руками в пресс-службе. Я заверяю, что мне вполне хватит одного. Пресс-служба выдвигает следующий аргумент: они все в командировках. Я обещаю подождать, сколько нужно. Наконец, специалист по России находится в лице... министра иностранных дел Урмаса Паэта.
Сначала я спрашиваю министра о том, каковы наши приоритеты на российском направлении. `Конечно, в первую очередь, мы хотим, чтобы у нас с Россией были добрососедские отношения`, - отвечает он. Мой второй вопрос по сути является цитатой из статьи одного специалиста по международным отношениям: хорошо, допустим Эстония не считает Россию достаточно демократическим государством. Но Китай ведь тоже не самое демократическое государство в мире. Почему же с Китаем мы можем сотрудничать, а с Россией - нет? Я ожидаю очередного расплывчато-дипломатического ответа, но вместо этого Паэт восклицает с детской обидой: `А вы когда-нибудь слышали, чтобы Китай совершенно неадекватно обвинял Эстонию в неофашизме?!`
Вот она, сермяжная правда. Эстония хочет, чтобы Россия общалась с ней на равных, а поскольку Россия не заинтересована в таких отношениях, считает возможным принять позу смертельно обиженного и ничего не предпринимать. Не замечая, что тем самым отдает инициативу в руки обидчика. У эстонских политиков в ходу выражение: мяч сейчас на стороне России. Только ничего хорошего нам такое положение дел не сулит. Ведь даже несмотря на то, что Эстония не является центром внимания внешней политики Москвы, россиянам чисто физически проще уделять больше внимания эстонско-российским отношениям.
Надежды на то, что политический климат на берегах Наровы в ближайшее время изменится сам собою, нет никакой. В Эстонии, как мы видим, выборы только усугубили ситуацию. В России та же картина. `Единороссы` на коне, а вице-премьер Иванов явно проигрывает схему `преемника`. Но ведь соседа совершенно не обязательно любить, с ним даже не обязательно находиться в хороших отношениях. Если он вам несимпатичен, надо найти либо подход - к нему, либо управу - на него.
Управа, в данном случае, может быть только одна - Евросоюз и НАТО. В интересах этих организаций сейчас продемонстрировать поддержку Эстонии независимо от поддержки политики правительства Андруса Ансипа. С подходами сложнее.
Один из наших дипломатов как-то объяснял мне, почему у финнов в Европейском союзе влияния куда больше, чем у шведов, хотя Швеция крупнее. Мол, финны быстро выучивают всю подноготную партнеров, и пока не выяснят, как сегодня чувствует себя застарелый ревматизм тещи политического лидера страны А и как сдала экзамены дочь политического лидера страны В, к делу не переходят. А шведы входят холодные при галстуке и честно, вежливо и нелицеприятно выкладывают, что им нужно. Вот и мы, эстонцы, такие же, добавил мой собеседник. Не любим искать подходы.
Парни, парни, это в наших силах
Защищать свои интересы на российском направлении можно двумя способами - через международные организации и в двустороннем порядке. Первое, конечно, проще, второе - проблематичнее, хотя тоже не так бесперспективно, как принято считать. Но в любом случае нужно иметь ясное представление о целях, которых хочешь достичь, и о средствах, которые можешь использовать. Похоже, сейчас у Эстонии серьезные проблемы и с тем, и с другим.
Многие эксперты по международным отношениям, начиная от президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, в последние годы отмечали, что, достигнув `нирваны` в лице ЕС и НАТО, наша страна утратила былую внешнеполитическую активность и видение будущего.
Депутат Рийгикогу Марко Михкельсон в бытность свою главой парламентской комиссии по иностранным делам едва ли не единственным из политиков стал привлекать к работе независимых экспертов по международным отношениям. В июне 2005 года комиссия передала правительству ряд рекомендаций, как строить отношения с Россией. Например, перспективы экономического сотрудничества в этом отчете были проанализированы с точки зрения политики, экономики, безопасности и т.д. По данным Михкельсона, прежде такой комплексный подход не практиковался никогда! Каждое министерство в меру сил разбиралось с собственной сферой компетенции.
`Даже по сравнению с Финляндией академических знаний о России у нас очень мало. Это означает, что в ситуациях, когда Эстония могла бы вести себя умнее или по крайней мере избегать эмоционального подхода, у нас часто не хватает академической основы для принятия решений`, - признает Михкельсон.
Разговор о том, как Эстония может защитить свои интересы на российском направлении через ЕС и НАТО, нужно начинать с того, в какой роли сама Эстония могла бы быть интересна этим организациям. Вряд ли это роль надувшегося глашатая проблем с правами человека в России. В данном вопросе Запад сам прекрасно осведомлен, но для него Россия - тот же Китай, и проблемы с правами человека еще не повод не иметь с ней дела.
Эстония выигрышней смотрелась бы в глазах западных партнеров, если бы, наконец, составила и стала претворять в жизнь план перехода на евро, если бы эффективнее использовала европейскую финансовую помощь, привела в порядок восточную границу, уделяла бы больше внимания подготовке высококвалифицированной рабочей силы, нехватка которой уже сейчас мешает развитию Евросоюза, реформировала бы армию, уделяя больше внимания профессиональным солдатам, а не борясь с бронзовыми, дестабилизируя при этом обстановку на границе ЕС и НАТО, создавая проблемы для собственного бизнеса и отпугивая иностранных инвесторов. Да, сейчас ЕС и НАТО поддерживают Эстонию, потому что внешнее единство стоит на первом месте. Но вряд ли с членом, который постоянно сам дает противнику оружие против себя, будут охотно считаться внутри организации.
Если говорить о двусторонних отношениях, то почему бы от гордого игнорирования оппонента не перейти для начала хотя бы к здравому шантажу. Например, хотите проводить в наших территориальных водах исследования для своего газопровода - ускорьте таможенный контроль. Хотите ратифицировать пограничный договор без эстонской преамбулы - компенсируйте оставшееся по ту сторону границы эстонское имущество. В интервью `ДД` министр иностранных дел Урмас Паэт заявил, что отношения по принципу `ты - мне, я - тебе` для Эстонии неприемлемы. Но разве не к этому, в конце концов, и сводится любая политика?
И, наконец, Эстонии необходимо научиться владеть инициативой на своей стороне поля. Возьмем, к примеру, русскоязычное население Эстонии. России выгодно представлять нас пятой колонной, на данный момент это отвечает ее внешнеполитическим интересам. Эстонии это абсолютно не выгодно как с внешнеполитической, так и с внутриполитической точки зрения. Но вместо того, чтобы приложить все усилия и превратить местных русских в своих союзников, Эстония безрассудно, с полной самоотдачей включается в то, что специалисты называют демонизацией русскоязычного населения. Так стоит ли удивляться, что совместными усилиями Эстонии и России удалось добиться в этом деле таких потрясающих результатов!