22 мая, 11:11
Визит госсекретаря Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в Москву в очередной раз подчеркнул необходимость переосмысления отношений с этой страной, которые явно разладились.
Факты свидетельствуют, насколько напористой и враждебной по отношению к США стала Москва. 26 апреля, выступая с Посланием Федеральному Собранию, президент России Владимир Путин заявил о возможном выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, поскольку НАТО не выполняет его положений. Тремя месяцами раньше он подверг политику США уничтожающей критике в своей мюнхенской речи.
Московские элиты полны `нефтедолларовой уверенности`. Высокие цены на нефть и динамичный экономический рост придают им энергии. Они считают, что теперь появилась возможность исправить допущенную по отношению к ним несправедливость.
Россияне считают, что многолетний проамериканский курс не принес никаких плодов: единственное, чем отплатил им Вашингтон - это новый вариант `доктрины сдерживания`. Москва видит, как США размещают у российских границ комплексы для перехвата баллистических ракет и военные базы, устраивают революции в соседних странах и поддерживают строительство нефте- и газопроводов в обход России.
По мнению России статус-кво означает увековечение ее слабости, характерной для первых лет после окончания `холодной войны`, и Кремль твердо решил покончить с этой ситуацией. Россия скорее всего будет стремиться пересмотреть договоры по контролю над вооружениями и политические соглашения, заключенные в `период смуты` - 1990-е гг. Времена, когда Москва была младшим партнером Вашингтона, остались позади.
Иметь дело с такой Россией будет нелегко. Но ставить крест на российско-американском партнерстве, к чему склоняются многие представители элит в обеих столицах, не в интересах обеих стран.
Ведущая держава мира нуждается в более прочных связях с Россией, которая занимает лидирующие позиции в нефте- и газодобыче, обладает тысячами ядерных боеголовок, способна сыграть важную роль в урегулировании серьезных кризисов (например, иранского), и - нравится нам это или нет - неизбежно сохранит существенное влияние в богатых энергоресурсами соседних регионах.
Для продвижения вперед Вашингтону следует сосредоточиться на тех направлениях, где американские и российские интересы совпадают, избегать завышенных ожиданий и постепенно восстанавливать контакты.
Во-первых, Соединенным Штатам следует кардинально изменить само отношение к России. Москва вновь начинает играть активную роль в ряде вопросов международной дипломатии, а российский бизнес сегодня пользуется влиянием по всему миру. Вашингтону следует воспринимать Россию как крупную неприсоединившуюся державу вроде Китая или Индии, а не второстепенное `государство-ученика`.
Во-вторых, Вашингтону необходимо разработать серию инициатив, повышающих роль России в поставках мирных ядерных технологий. Москва хочет увеличить свою долю на этом прибыльном рынке, и если США будут этому способствовать, их действия получат должную оценку.
В-третьих, США должны выступить с предложениями о совместной борьбе против "Аль-Каиды" - особенно в Афганистане. Здесь обе стороны нуждаются в помощи друг друга. Вашингтон сталкивается с усилившейся активностью движения `Талибан`, а для Москвы исламская `угроза с юга` - одна из острейших проблем.
В-четвертых, сегодня похоже появились новые возможности для сотрудничества в урегулировании иранского ядерного кризиса. За последние два месяца политика России в отношении Ирана изменилась. Москва прервала строительство АЭС в Бушере, а российская элита впервые заговорила о поддержке жестких санкций против Тегерана. Россияне утверждают, что им надоело служить `щитом` для иранцев в Совете Безопасности, в то время как Тегеран отвергает все адресованные ему предложения. Кроме того, Москва опасается, что из-за связей с Ираном пострадает ее репутация на рынке гражданских ядерных технологий. Этот шанс Вашингтон упустить не должен.
В-пятых, необходимо усилить транспарентность в военных вопросах. Сегодня США и Россия вновь занимают противоположные позиции по ряду проблем, связанных со стратегическими и обычными вооружениями. В то же время, академии генерального штаба обеих стран продолжают программу обменов; при нынешнем уровне недоверия, подобный диалог профессионалов дает наибольшие надежды на преодоление разногласий по системе ПРО, Договору об обычных вооруженных силах в Европе и другим острым стратегическим вопросам.
Наконец, Вашингтон должен позволить рынку сыграть свою роль в объединении американского и российского бизнеса. Американские портфельные и корпоративные инвесторы рассматривают капиталовложения в России как рискованную игру с большой отдачей в случае успеха, но полагают, что она стоит свеч.
Налаживание сотрудничества с Россией - дело трудное, но необходимое. Сосредоточив внимание на тех областях, где у обеих стран есть общие интересы, можно положить начало длительному процессу укрепления двусторонних связей. Прагматическое сотрудничество - лучший, а возможно и единственный способ вернуть ситуацию в нормальное русло.