12 июня, 13:08
И без крика ясновидящего карлика Оскара Матцерата из аллегорического романа Гюнтера Грасса `Жестяной барабан`, нам понятно, что над "большой восьмеркой" собиратся тяжелые грозовые тучи.
Но руководители стран `большой восьмерки` будут настаивать на том, что в Хайлигендамме обсуждаются важные дела - изменение климата, свободная торговля, терроризм, энергетическая безопасность, СПИД и, конечно, развитие Африки.
Оскар начал бить в свой барабан, чтобы заглушить идиотизм мира взрослых. И действительно, фантастическая реальность саммита `большой восьмерки` этого года похожа на хмельное празднование дня рождения, так как саммит проходит в момент большой неизвестности, когда мир вокруг грозится снова стать нестерпимым.
Все идет к новой холодной войне. Комитет по международным делам палаты представителей Конгресса США провел 17 мая заседание со зловещим названием `Россия: восстанавливая Железный занавес`. Риторика в американо-российских отношениях стала заметно острее и жестче. В течение нескольких месяцев она была ненавязчивой и вдруг резко усилилась в последние недели.
Вашингтон решительно настроен избавиться от стратегического паритета России с США. Вашингтон рассматривает это как первый важный шаг в сторону достижения `однополярности` и повторного запуска проекта Нового Американского столетия. Результат пока неясен. Москва твердо стоит на своем, несмотря ни на что. К тому же это сложная схватка. Несмотря на попытки Вашингтона представить ее как морализаторскую игру, в которой демократия и свобода противостоит авторитаризму, суть дела заключается в том, что эта борьба позволяет США консолидировать свое трансатлантическое лидерство над Европой в постсоветскую эпоху.
США не смогут установить жизнеспособное глобальное господство в 21-м веке без западного альянса как спасительного якоря для своей геостратегии. Это означает, что новая холодная война не имеет своей идеологии. С философской точки зрения речь идет об `абсолютной безопасности` - насколько безопасность вообще может быть абсолютной, и все-таки насколько тщетной она может оказаться. На другом уровне речь идет о национальном суверенитете в глобализированной системе. Речь также об эффективности `односторонних` действий. И менее всего - о `триумфализме`. Это несомненно поднимает моральный дух Вашингтона, подорванный затруднительным положением в Ираке.
Изменение китайской позиции
Последствия этого изменения станут определяющими для функционирования международной системы в течение практически всего 21-го века. Ни одна крупная страна не может сделать вид, что ее это не коснется. Это самое очевидное изменение прохладной позиции Китая, провозглашенной недавно.
В заявлении, сделанном в Москве, было подчеркнуто, что во время встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова с его китайским коллегой Яном Цзечи (Yang Jiechi) в понедельник в Сеуле вне регламента Диалога по сотрудничеству в Азии они `обменялись мнениями по широкому спектру международных проблем, представляющих взаимный интерес (выделено автором), включая сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества и планы Соединенных Штатов по развертыванию установок глобальной системы противоракетной обороны`.
Не удивительно, что вопрос о размещении Вашингтоном системы противоракетной обороны (ПРО) был главной темой, представляющей `взаимный интерес` для двух стран, во время российско-китайской встречи на высоком политическом уровне. За последние шесть недель позиция Китая по обостряющемуся российско-американскому противостоянию в связи с ПРО действительно претерпела значительные изменения. В китайской прессе появился ряд комментариев, демонстрирующих интерес на высоком уровне к развитию напряженности в отношениях между США и Россией.
Ранее Китай рассматривал эту напряженность скорее как `обмен риторическими выпадами` и, судя по всему, считал, что в конечном счете Россия прибегнет к `прагматичной дипломатической стратегии`, которая базируется на двух стержневых факторах. Этими факторами являются заинтересованность России в участии США в своей развивающейся экономике в виде американского капитала, технологий, профессиональных знаний и рынка, а вторым - стремление России вступить во Всемирную Торговую Организацию, для чего очень важна поддержка США.
По сути Китай сомневался в том, что характер существующих постсоветских российско-американских отношений в виде `разногласий и сотрудничества` может существенно измениться в ситуации, когда обе страны ищут лишь `максимальные выгоды` в конфликте интересов. Это было укоренившимся - и оправданным - мнением в Китае, так как было очевидно, что Россия и США продолжают сотрудничество по многим вопросам, и что у них даже есть `двусторонний стратегический интерес` для этого.
Китай, конечно, понимал, что Вашингтон пытается сохранить свою гегемонию в международных делах и, соответственно, решительно настроен помешать возрождению России, что в свою очередь породило американскую стратагему давления на Россию и ее ослабления. Но Китай все же не ожидал, что ухудшение американо-российских отношений почти достигнет уровня холодной войны прошлого столетия, или что две державы начнут выказывать друг другу такую враждебность, или что они могут начать гонку вооружений.
В конце апреля Китай подверг сложившуюся ситуацию пересмотру. `Народная газета` Китая впервые констатировала 9 мая, что решение Вашингтона разместить свою систему ПРО в Польше и Чехии `направлено против России`. Комментируя предупреждение Москвы о том, что Россия может выйти из Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), `Народная газета` допустила `значительное увеличение вероятности новой гонки вооружений`. В комментарии был сделан вывод, что `если мы пристально посмотрим на взаимоотношения США-Россия, станет ясно, что мы находимся на пороге новой холодной войны.`
На основе этого вывода в китайской прессе появились дальнейшие комментарии c прямыми критическими выпадами в отношении развертывания американцами системы ПРО в Европе. Мало того, Китай подчеркнул, что планы Вашингтона по размещению ПРО в восточной Азии и Европе в действительности являются двумя составными частями единого плана. Отвергая заявление Вашингтона, что развертывание ПРО направлено против Ирана и Северной Кореи, `Народная газета` подчеркнула 18 мая, что `существующие планы ПРО нацелены всецело и напрямую на Россию и Китай`. Это означает, что впервые интересы Китая и России совпадают в отношении ее `серьезного сопротивления` американским планам размещения ПРО.
Критика американской ПРО со стороны Китая с тех пор ужесточилась, подчеркивая, что действия США окажут `серьезное воздействие на существующую расстановку стратегических сил в мире`; что эта система подрывает региональную безопасность; что она окажет негативное влияние на `внутреннюю стабильность` тех стран, которые она затрагивает; и что это сделает внешнюю политику США еще более агрессивной.
Китай считает, что решение Вашингтона о развертывании системы ПРО основано на четырех факторах: стремлении достичь `абсолютной безопасности`; слепой вере в технологическое превосходство; стремлении США добиться мирового господства; стремлении Соединенных Штатов сохранить лидерство в Евро-Атлантическом альянсе.
Постепенно позиция Китая изменилась до такой степени, что он возложил всю вину за напряженность в отношениях с Россией на США. Причины сегодняшних напряженных отношений, по мнению Китая, являются разнообразными. Они заключаются в стратегии Вашингтона по расширению Североатлантического альянса (НАТО) на восток; дальнейшем вторжении в стратегическое пространство России путем развертывания системы ПРО в центральной Европе; `частом совании носа` американцами во внутренние дела России, например, посредством открытого финансирования политических сил внутри России, находящихся в оппозиции Кремлю; `цветных революциях` в бывших советских республиках; `игнорировании российского мнения в вопросах мировой политики`; и в общем в `односторонних действиях в международных делах`.
Китай считает, что действия США в мире напоминают `закон джунглей`, когда Вашингтон, имея в своем распоряжении `наибольшую силу и самые острые когти`, запугивает слабых; борется за сферы влияния; безнаказанно вмешивается во внутренние дела других стран; и предпринимает односторонние шаги. И делает он все это, самодовольно веря, что `можно делать, все что угодно до тех пор, пока ты достаточно силен. При этом все, что бы не делалось, является рациональным и соответствующим правилам, тогда как если другая сторона старается что-то сделать или сопротивляется, это значит только то, что они ничего не понимают, и им нужно просто объяснить`.
Китай тщательно подошел к оценке `твердости характера` Москвы, противостоящей давлению США. И пришел к заключению, что президент Владимир Путин на самом деле серьезен, когда он говорит, что Россия полна решимости обеспечить стратегическую стабильность в мире. Сделав такую оценку серьезности Кремля, Китай перестал избегать конфронтации.
Российское официальное информационное агентство процитировало в понедельник мнение китайского эксперта аналитического агентства Kanwa в Гонконге о том, что запланированное развертывание США противоракетных установок и мощных радаров XBR (по оценке, их дальность действия составляет 4000 км) в Японии и Австралии позволит американцам отслеживать запуски ракет с главного китайского полигона в провинции Шаньси. Поэтому, сказал он, `Россия обеспокоена планами США в восточной Европе, а Китай - в восточной Азии. И обе страны, естественно, могут начать координировать свои шаги по противодействию этим планам.`
Затруднительное положение Европы
Эксперт из Kanwa также подчеркнул решимость Китая ускорить развитие своей собственной ракетной программы, если система ПРО будет создана в Азии. Становится понятным, что саммит Шанхайской организации сотрудничества, который должен состояться в августе в Бишкеке, Кыргызстан, приобретает новый смысл.
Однако по сравнению со все более открытой позицией Китая по этому вопросу, затруднительное положение, в котором оказались европейские страны, остается критическим. Это очевидно, если посмотреть на различные реакции в европейских столицах на эскалацию американо-российской риторики. После заявления Путина в понедельник, что Россия может навести свои ядерные ракеты на Европу, если США развернут ПРО в Польше и Чешской Республике, Вашингтон, Лондон и Варшава обрушились на Кремль с жесткой критикой. Однако Париж и Берлин сделали заметно более продуманные заявления.
Германский канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) попыталась охладить страсти, заявив, что `для меня важно, чтобы было ясно, что холодная война навсегда осталась в прошлом`. Меркель подчеркнула, что Россия является партнером Запада и что `у нас есть общая ответственность. . . Мы взаимозависимы и это то, что будет определять саммит в Хайлигендамме. Даже если мы расходимся во мнениях, бесспорно то, что Россия - партнер, Россия - член `большой восьмерки`.
Меркель фактически не согласилась с британским премьер-министром Тони Блэром (Tony Blair), назвавшим заявление Путина `достаточно тревожным`. Реакция со стороны французского министерства иностранных дел также была заметно сбалансированной. Беспокойство России по поводу развертывания ПРО в восточной Европе было названо `обоснованным` и был выражен призыв к `всесторонним дискуссиям` между США и Россией. Что важнее, Париж отказался от язвительности, представив развертывание системы ПРО как `двусторонний проект` (выделено автором), осуществляемый Соединенными Штатами, Польшей и Чешской Республикой.
Германское и французское заявления явно контрастируют с разгоряченными высказываниями бюрократов НАТО в Брюсселе и польских чиновников в Варшаве, попытавшихся представить заявления Путина как намек на российскую агрессивность. Несомненно, что `старую Европу` тянут в разные стороны. Старшее поколение европейских лидеров опасается, что спор из-за ПРО может привести к расколу Европы и снова ухудшить отношения с США в тот момент, когда они только начали восстанавливаться после трений из-за войны в Ираке. В идеале Европа хотела бы сотрудничать с США. Но страны `старой Европы` также хотят учитывать позиции и США, и России.
Этот спор также является крайне чувствительным потому, что он затрагивает трансатлантическое сотрудничество в целом в период после холодной войны. Вашингтон и Лондон со `свитой` в виде Польши и балтийских стран (каковые являются новичками и в НАТО, и в ЕС, но также являются твердолобыми союзниками США), плюс, конечно, натовская бюрократия в Брюсселе стремятся определять повестку дня трансатлантической дружбы. Но у `старой Европы` и у США, несмотря на недавнее улучшение отношений, разные интересы после окончания холодной войны, у них разные представления о войне и мире и разные мнения по поводу мирового порядка.
Тем не менее, отношения между США и их традиционными союзниками в западной Европе, хоть и подвергшиеся испытанию войной в Ираке и, возможно, не являющиеся такими же прочными и предсказуемыми как во время холодной войны, сильно не пострадали. Западная Европа заинтересована в более дружеских отношениях с США. Со своей стороны США также понимают, что без западного альянса их планы мирового господства останутся несбыточной мечтой, и что `новые европейцы` ни при каких условиях не смогут стать заменой опыту, ресурсам и авторитету традиционных западно-европейских союзников.
Поэтому Европе остается надеяться, что вопрос о развертывании американской ПРО не достигнет таких масштабов, чтобы поставить под угрозу трансатлантическое сотрудничество. Это стало совершенно очевидно 22 мая, когда три крупнейшие европейские газовые компании - итальянская `Эни`, `Газ де Франс` и германский `Е.ОН Рургаз` - предупредили о росте напряженности между Европой и Россией и обратились за высокой политической поддержкой для расширения своей коммерческой деятельности с участием России. Европейские энергетические гиганты все находятся на разных стадиях переговоров по долгосрочным контрактам, которые включают обмен активами с российским `Газпромом`.
`Избирательное сотрудничество` с Россией
Маловероятно, чтобы напряженность в отношениях между США и Россией вскоре уменьшилась. Вашингтон действует на основе хорошо продуманной, четко определенной стратегии в отношении России. Чтобы оказать поддержку `новым европейцам` на высоком уровне против российского давления, президент Джордж Буш (George W Bush) собирается посетить Прагу и Польшу непосредственно до и сразу после саммита `большой восьмерки` в Хайлигендамме.
Затем 25 июня он будет принимать эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса (Toomas Hendrik Ilves) в `Белом доме`, что станет еще одной встречей, преисполненной символизмом для русских. Она состоится прямо перед поспешно организованной короткой встречей с Путиным в доме семьи Бушей в Кеннебанкпорте в штате Мэн 1 июля. К счастью, Путин будет находится в этом регионе, так как у него запланировано посещение Гватемалы.
Оглядываясь назад, становится ясно, что визиты несколько недель назад американского министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) и госсекретаря Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в Москву были предприняты под давлением со стороны европейских союзников Америки, недовольных упорной односторонностью Вашингтона в вопросе развертывания установок ПРО. После встречи с Путиным в Кремле Райс фактически дала понять, что несмотря на лай собак караван продолжит движение. Она сказала: `США нужно идти вперед и использовать технологии, чтобы защитить себя, и мы будем это делать.`
Вашингтон также методично пытается `провоцировать` Кремль. В январе, когда ситуация была уже напряженной, Вашингтон раскритиковал решение Москвы поднять цены на газ для Беларуси как `энергетический империализм`, в то время как раньше США настаивали на строго рыночных принципах для Беларуси. Когда Москва нервно отреагировала на снос эстонским правительством памятника в Таллинне советским воинам, павшим во Второй мировой войне, Буш поспешил выразить солидарность с балтийским государством.
Гейтс выступил перед американским Конгрессом с представлением бюджета `Пентагона` на будущий финансовый год, заявив, что беспрецедентное увеличение военных расходов является необходимостью в связи, среди прочего, с `неопределенными действиями Китая и России`, а также `опасностью ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи` - словно Россия угрожает США или как если бы Россия относилась к так называемой `оси зла`.
Вновь игнорируя российское мнение по чувствительным для Москвы вопросам, Буш подписал законопроект, предусматривающий членство Украины и Грузии в НАТО. Более того, США выделили средства для ускоренного вступлениях этих стран в НАТО. Москва также понимает, что американский Конгресс не собирается в ближайшем будущем отменять поправку Джексона-Вендика (Jackson-Vandik - так в тексте, прим. пер.) 1974 года о торговых санкциях, несмотря на неоднократные просьбы и аргументы России, что закон времен холодной войны является нарушением правил в то время как две страны якобы строят партнерство.
В апреле американская администрация представила два крайне провокационных доклада по России. 5 апреля Госдепартамент выпустил доклад `О поддержке прав человека и демократии`. В нем содержались язвительные нападки на Кремль и обвинения его в нарушениях прав человека и `отходе от демократических принципов`. В нем также было сделано поразительное заявление о том, что американская поддержка некоторых общественных организаций в России начинает приносить свои результаты и более того, такая поддержка продолжится с целью повлиять на предстоящие выборы в Думу (парламент), а также на президентские выборы в следующем году.
16 апреля Госдепартамент выпустил еще один доклад, озаглавленный `Стратегический план на финансовые 2007-2012 годы`, в котором указано, что `противодействие `негативному поведению` России` будет являться одним из дипломатических приоритетов Вашингтона в наступающий пятилетний период. Впервые Вашингтон официально заявил о том, что он оказывает финансовую поддержку политическим силам в России, настроенным враждебно по отношению к Кремлю, а также указал на возрождение России как на главный вопрос американской дипломатической стратегии.
17 мая комитет по международным делам палаты представителей США провел в Вашингтоне широко освещавшееся заседание с названием `Россия: восстанавливая Железный занавес`. Конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), являющийся также председателем комитета, открывая заседание говорил о президентстве Путина в крайне уничижительных выражениях. Дав понять, что перед своей речью он разговаривал с Райс, Лантос заявил: `Я не думаю, что Владимир Путин является реинкарнацией Иосифа Сталина. Но я весьма обеспокоен его дурным обращением и репрессиями против инакомыслящих (диссидентов), независимых журналистов и фактически всякого, кто находится в оппозиции к нему. Тактика России при полковнике КГБ, стоящем сегодня во главе Кремля, грозит вернуть страну обратно в авторитарное прошлое.`
Лантос продолжал бранить Путина таким образом и в таких исключительных выражениях в течение всей своей речи. Поливание грязью Путина достигло высшей точки, когда Лантос сказал: `Я призываю г-на Путина пересмотреть его искаженные представления о преступлении и наказании. . . Наступление на демократию со стороны Путина. . . вызывает воспоминания о многих темных моментах в российской истории.` Лантос завершил речь инсинуациями, что за убийствами российской журналистки Анны Политковской и бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко видна рука Путина.
Легко заметить, что постепенно выясняется, что так или иначе настоящим врагом для политического класса в Вашингтоне является Путин, а совсем не постсоветская Россия. Фактор личности, вне сомнения, играет свою роль в напряженных отношениях между Вашингтоном и Москвой. Вполне возможно, что мы пока еще не услышали последнее слово в связи с сенсационным заявлением бывшего офицера российских спецслужб Андрея Лугового в Москве неделю назад о том, что британские спецслужбы пытались завербовать его с целью сбора компрометирующей информации на Путина и членов его семьи.
Возможно, Вашингтон раздражает то, что для Путина важен тот факт, что он остается весьма популярным лидером для российского народа, его рейтинг постоянно превышает 70% и, как это не парадоксально, если бы он захотел пойти на третий президентский срок, 43% сторонников коммунистической партии России проголосовали бы скорее за него, чем за собственного лидера, Геннадия Зюганова.
Однако помимо сокрушительных поражений, нанесенных Путиным американским и британским деловым интересам в энергетическом секторе в центральной Азии за последние месяцы, есть и другие причины такого непрерывного потока американской пропаганды против Кремля. Путин на самом деле мог бы стать идеальным партнером США в эпоху глобализации.
Известный российский политический обозреватель Вячеслав Костиков недавно обратил внимание в российской газете `Аргументы и факты` на то, что `критики Путина предпочитают не замечать того факта, что его экономическая политика является полностью либеральной. Он народно избранный президент. Он ни разу не нарушил Конституцию и не разорвал ни одного международного договора. За все годы его президентства ни одна российская дивизия не перешла границы России. Белград, Багдад и деревни в Афганистане бомбили не российские самолеты.`
Дэвид Крамер (David Kramer), заместитель помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам резюмировал американскую политику во время своей речи, озаглавленной `США и Россия`, в прошлый четверг на Балтиморском совете по иностранным делам: `Сотрудничать там, где возможно, отбрасывать назад, когда необходимо. Если вы хотите знать лозунг нашей политики в отношении России, то это то, что я сказал.` Идея `избирательного сотрудничества` с Россией стала общепринятой двухпартийной доктриной в Вашингтоне.
Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), бывший спецпредставитель президента Билла Клинтона в СНГ, выступая в американском Конгрессе месяц назад, озвучил ту же идею, сказав: `Чтобы установить наши отношения с Россией на более продуктивный уровень на следующие пять лет, США должны послать сигнал из двух частей: `Мы не уклоняемся ни от консультаций и сотрудничества, когда это возможно, ни от разногласий или даже противостояния, когда это необходимо.` Кандидат в президенты Хилари Клинтон (Hillary Clinton) быстро почувствовала двухпартийное настроение в Вашингтоне и предложила Конгрессу законодательно закрепить учреждение медали для ветеранов холодной войны.
Российский стратегический паритет с США
Москва воспринимает пропагандистскую атаку все больше как часть тотального политического и стратегического американского наступления, целью которого является подрыв связей России с Европой, нанесение ущерба ее международной репутации, и изоляция внутри ее географического пространства. Решение США о развертывании системы ПРО в восточной Европе еще больше укрепляет опасения России по поводу скоординированных усилий США по ее окружению.
Ясно, что Москва весьма серьезно относится к американской ПРО в Европе. Никакое количество американской пропаганды о том, что ПРО создается против Ирана, не убеждает Москву. По мнению русских, радар слежения диапазона Х в Чехии будет просматривать европейскую часть России до самого Урала, в то время как база ПРО в Польше предназначена для прикрытия радара.
В Москве прочно укоренилось мнение, что целью американской системы ПРО является уничтожение стратегического паритета России с США. Статья в журнале `Внешняя политика` (Foreign Affairs) за март-апрель 2006, озаглавленная `Рост американского ядерного превосходства`, была встречена с огромным вниманием в российском сообществе специалистов, занимающихся вопросами стратегии. В ней было дано ледяное предупреждение: `Эра ВГУ (MAD - взаимно гарантированного уничтожения) подходит к концу. Сегодня, впервые за последние 50 лет, Соединенные Штаты близки к достижению ядерного превосходства. Вполне возможно, что вскоре Соединенные Штаты будут в состоянии уничтожить стратегические ядерные арсеналы России или Китая путем нанесения первого удара. . . Россия и Китай вместе с остальным миром еще долго будут находиться в тени ядерного превосходства США.`
Российские военные определяют восприятие угрозы, связывая предложенную систему ПРО в Польше и Чехии с наступательным потенциалом, усовершенствованным США в последние годы, в виде нового поколения крылатых ракет `Томагавк` с дальностью действия 3500 км. У них настолько высокая скорость и точность, что их невозможно перехватить.
Российские военные проанализировали все это, и российское руководство теперь убеждено, что система ПРО в действительности является составной частью мощного стратегического комплекса, который может позволить США в ближайшие пять лет получить возможности по нанесению первого удара. Например, только за последние три года на американских носителях морского базирования было установлено более 6000 ракетных пусковых установок для `Томагавков`. На сегодняшний день США может обстреливать все стратегически важные цели на российской территории.
В сравнении с наращиванием США стратегических сил в период после холодной войны ядерный арсенал пост-советской России значительно обветшал. По некоторым оценкам, количество российских стратегических бомбардировщиков уменьшилось почти на 40%, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) - на 60%, а подводных лодок с баллистическими ракетами - на 80%.
Однако русские больше всего опасаются того, что предложенная система ПРО в центральной Европе ликвидирует пробелы в общем потенциале США по нанесению первого разрушительного удара по российским ядерным силам и средствам. Например, радар в Чешской Республике сможет определять параметры траекторий российских баллистических ракет в первые секунды после их пуска (в отличие от разрыва в несколько минут при существующих системах наблюдения за космосом или корабельных системах наблюдения), что намного облегчает сбивание ракет.
Российские военные эксперты считают, что путем скрытого сосредоточения военно-морских ударных соединений в регионе Баренцева и Балтийского моря американские крылатые ракеты могут быть одновременно запущены по российским шахтным и подвижным пусковым установкам МБР, а также подводным лодкам с баллистическими ракетами и стратегическим авиационным группам. Такой удар также может быть одновременно нанесен по пунктам управления вооруженных сил, их системам ПВО, аэродромам, военно-морским базам и системам связи.
Второй удар с использованием палубной авиации авианосцев и стратегической авиации может быть нанесен по наземным войскам и объектам ВПК вообще. Российский военный эксперт Михаил Волженский написал недавно в `Известиях`: `Вероятность такого сценария весьма высока. Вспомним Афганистан, Югославию и Ирак, где американские операции начались с массированного применения крылатых ракет. Несомненно, что наше политическое и военное руководство учитывает этот опыт при разработке своей стратегии. . . Таким образом, мы воспринимаем размещение системы ПРО в Европе особенно как попытку в одностороннем порядке уничтожить существующий баланс сил на континенте и в мире.`
Любопытно, что Путин повторил те же мысли в прошлый четверг, сказав: `Не нужно бояться действий России, они не являются агрессивными. . . Они направлены на поддержание баланса в мировом порядке и очень важны для поддержания мира и безопасности во всем мире.` Другими словами, недавние испытания Москвой комплекса `Искандер` являются ответом на американскую систему ПРО в Европе.
Москва решила не выходить из Договора о ядерных средствах промежуточной дальности, решив вместо этого поработать над модернизированной версией знаменитых межконтинентальных ракет `Тополь-М`, которые являются единственными ракетами в мире, способными достигать сверхзвуковой скорости, одновременно изменяя свое направление дважды в минуту (чтобы избежать обнаружения радаром), и которые можно применять также на более короткие расстояния. Эти ракеты являются как стратегическими, так и оперативно-тактическими и практически неуязвимы для противоракет. Их версия РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть индивидуального наведения) может нести до 10 боеголовок индивидуального наведения.
Российская стратегия подразумевает уничтожение американских систем ПРО в Европе в первые 15-20 минут после предполагаемого удара крылатыми ракетами с помощью нескольких специально выделенных МБР, нацеленных на Европу, или ракет меньшей дальности с ядерным зарядом. Приблизительное подлетное время до целей в Чехии составит 10-15 минут по сравнению с примерно 2,5 - 3 часами, необходимыми для американской крылатой ракеты, чтобы атаковать все российские цели.
В то же время ядерные ракеты, запущенные с российских подводных лодок в Северном море, могут нанести удар по Польше, что займет примерно 20 минут. В общем, резюмируя словами профессора Российской Академии военных наук Вадима Козюлина, стратегия Москвы заключается в том, чтобы дать четко понять, что `конфликт с Россией невозможен без (неприемлемых) потерь для нападающей стороны`. Москва считает, что такая парадигма не оставит Вашингтону иного выбора, кроме переговоров. Однако на данный момент Вашингтон не выглядит убежденным в этом.
Результатом встречи между Путиным и Бушем в Хайлигендамме скорее станут утомительные аргументы, чем содержательные переговоры. В отличие от барабана Оскара, обремененного положением человечества, барабан Буша приближает будущие победы - после поражений в Ираке и Афганистане.