12 июня, 19:28
Чтобы добиться преимущества в борьбе с НАТО, Россия снова вспоминает о старом договоре.
Вокруг договора, на который в целом опирается европейская безопасность, снова разгораются противоречия. Они лишний раз демонстрируют, что президент России Владимир Путин, хотя в последнее время он несколько снизил накал своей антизападной риторики, все так же четко настроен формировать будущее континента на условиях Москвы.
Россия созывает представителей Организации Североатлантического договора и бывших стран-участниц Варшавского договора на чрезвычайную четырехдневную конференцию в Вену по обсуждению дальнейшей судьбы Договора по обычным вооруженным силам в Европе, подписанного в 1990 году и ограничивающего количество боевых самолетов и другого тяжелого вооружения, которое можно размещать в Европе.
Это, конечно, сугубо военный спор, но он не в меньшей степени касается и принципиальных вопросов. Москве не нравится, что ни одна из стран НАТО так и не ратифицировала поправки к этому договору, принятые в 1999 году в связи с официальным роспуском Варшавского договора. Некоторые его бывшие члены, например Польша, уже вступили в НАТО. Есть в НАТО и такие страны - в частности, это три государства Прибалтики, - которых договор не касается вообще.
Страны НАТО тянут с ратификацией поправок, поскольку блок хочет, чтобы Россия сначала вывела свои сравнительно небольшие военные контингенты из соседних Молдовы и Грузии, тоже бывших республик СССР. И та, и другая страна опасаются, что их отношения с Москвой, и без того натянутые, ждет еще большая эскалация. Сопротивление Москвы требованиям НАТО много говорит о ее отношении к своим соседям и о ее недовольстве западными альянсами и международными организациями.
В последние годы Москва все более открыто выступает против процесса расширения военного присутствия США и НАТО в странах бывшего Советского Союза, считая, что Запад таким образом создает среду военного сдерживания России. Москву разозлило и участие Европейского Союза в ее двусторонних спорах с его членами - например, в Польшей, которая старается убедить Россию снять запрет на ввоз мяса.
Также Москва выступила против использования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других институтов для мониторинга выборов и так называемых `замороженных конфликтов` в Грузии и Молдове. В Москве считают, что и то, и другое делается с антироссийских позиций.
На прошлой неделе Путин вроде бы проявил некоторое стремление к примирению, прибыв на саммит стран "Группы Восьми" ведущих стран мира с предложением к США использовать российскую РЛС в Азербайджане, если взамен Вашингтон откажется от строительства собственного противоракетного радара в Чехии. Однако, выступая в прошедшие выходные на деловой конференции в Санкт-Петербурге, Путин в очередной раз обновил свой антизападный лексикон, раскритиковав и Всемирную торговую организацию, и Международный валютный фонд, и Всемирный банк. Он назвал их устаревшими организациями и заявил, что их нужно менять. По его словам, она больше `не отражают новый баланс сил` в мире. Россия - единственная страна с крупной экономикой, которая пока не является членом ВТО.
- России надоело то, что происходит вокруг нас в последнее время. Ни одна наша претензия не принимается во внимание, - считает Константин Косачев, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы, нижней палаты российского парламента. - Если вы хотите, чтобы Россия была партнером, с ней, по крайней мере, нужно разговаривать. А если нет, то нам придется предпринять определенные шаги, которые покажут, что для России это серьезно.
Решение России созвать на этой неделе конференцию по Договору ОВСЕ - один из таких шагов. Россия уже говорила, что свои угрозы выйти из этого договора повторять не будет, однако месяц назад первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов объявил мораторий на прием инспекций и обмен информацией, предусмотренный этим документом.
Постоянный представитель России в Европейском Союзе Владимир Чижов заявил, что `если мы подойдем с формальной точки зрения и начнем считать, то натовская сторона грубо нарушила договор` в части ограничений на максимальное количество военной техники. Он утверждает, что в квоту, определенную договором 1990 года, должны входить также вооруженные силы Польши и других новых членов НАТО. Не меньше раздражает Россию и то, что США планируют переместить часть войск НАТО с баз в Германии на новые объекты в Румынии и Болгарии, находящихся на берегу Черного моря и в непосредственной близости от потенциальных горячих точек в Молдове и Грузии. В этих двух странах, по словам Чижова, `располагается на 1254 основных боевых танка, 2691 бронетранспортер и 1190 единиц тяжелой артиллерии больше `потолка` - и это только сегодня. Когда к ним добавятся американцы, [превышение] будет еще больше`. Из заявлений Чижова понятно, чего представителям НАТО следует ожидать в Вене.
НАТО не отрицает, что поправки к ДОВСЕ необходимо принимать, но говорит, что сначала Россия должна выполнить обязательства перед Грузией и Молдовой, сделанные ею в заявлении, прилагаемому к поправкам. По словам послов и чиновников Североатлантического альянса, на кон поставлен принцип неразмещения войск в других странах против воли этих стран.
После 1999 года большая часть российских войск и вооружений из Грузии и Молдовы уже выведены. Однако Грузия хочет, чтобы Россия также вывела 300 своих миротворцев с базы в сепаратистском районе Абхазии, которую поддерживает Россия. Молдова хочет, чтобы около полутора тысяч российских солдат и миротворцев покинули территорию другого сепаратистского региона, Приднестровья, который Россия также поддерживает, вместе с 20 тысячами тонн российских боеприпасов. США и ЕС подготовили предложения, по которым миротворцев могут заменить на международных наблюдателей с участием России.
По словам Полы Десаттер (Paula DeSutter), заместителя государственного секретаря США по верификации и проверке исполнения международных договоров по контролю над вооружениями, эти вопросы `разрешить нетрудно`. Однако российские дипломаты отвечают, что заявления, сделанные в 1999 году, не являются юридическим требованием для выполнения договора. Кроме того, утверждает Чижов, миротворцев эти обязательства вообще не касаются, поскольку споры с Молдовой и Грузией не касаются НАТО - ни та, ни другая не являются ее членами. Власти же Молдовы и Грузии опасаются, что реальная причина действий России - желание остаться на их территории надолго.
Отношения между Грузией и Россией за последние два года сильно ухудшились: Москва наложила на своего соседа жестокие торговые и транспортные санкции. Грузия считает, что Москва поддерживает два находящихся на ее территории региона с сепаратистами, чтобы не дать Тбилиси вступить в НАТО.