16 июня, 12:48
Честь и хвала Паскалю Лами за то, что он обошелся без дипломатических церемоний, отвечая на критику президента Путина в адрес ВТО, а также за его предположение о том, что настоящая причина этой критики - напряженные отношения между Россией и ВТО.
На прошлой неделе Путин подверг резкой критике ВТО, возглавляемую Лами, а также другие подобные ей организации за то, что они `архаичны, недемократичны и громоздки`. По его словам, мир выиграет от нового порядка, центром которого станут развивающиеся экономики, подобные российской. В среду Лами заявил в ответ, что во время встречи, прошедшей у него с Путиным вскоре после его резких высказываний, кремлевский лидер `не говорил мне, что [ВТО] настолько старомодна, архаична и недемократична, что Россия отзовет свою заявку на вступление в нее`.
Вот так. Россия с 1993 года пытается вступить в ВТО, и Путин сделал членство в этой организации приоритетом своего президентства, срок которого заканчивается в будущем году. Кремль часто выражает недовольство темпами ведения переговоров о вступлении. В их рамках необходимо заключить целый ряд двусторонних соглашений с основными торговыми партнерами, уже являющимися членами ВТО. После этого подписывается многостороннее соглашение с организацией в целом. Долгие годы Москва обвиняет разные страны в том, что они пытаются сорвать процесс ее вступления в ВТО.
Однако самый большой камень преткновения - это невыполнение Россией обещаний, которые она дала в рамках тех соглашений, которые уже заключены. Например, Евросоюз хочет, чтобы Россия покончила с практикой установления более высоких тарифов на железнодорожные перевозки для иностранных поездов по сравнению с российскими. Он также настаивает на выполнении Россией заключенного в ноябре прошлого года соглашения об отмене платы за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над Сибирью. США говорят о том, что Москве следует закрепить права интеллектуальной собственности и открыть свой рынок для американской говядины, о чем есть соответствующая договоренность в двустороннем соглашении.
Иными словами, мяч полностью на российской половине поля. Путин неоднократно заявлял, что ВТО не следует требовать от России вступления на `нестандартных условиях`. Однако выполнение собственных обещаний кажется довольно стандартным условием.
Что касается замечания Путина о важности развивающихся экономик, возможно, он забыл, что Бразилия и Индия уже являются членами ВТО и ключевыми участниками переговоров в Дохе о свободной торговле. Среди 150 членов ВТО все больше развивающихся стран. Эта организация создает им хорошие условия для выравнивания отношений с богатым миром.
Господин Путин уже привык устанавливать свои собственные правила, помыкая Европой в вопросах энергоресурсов и рассказывая Вашингтону о том, как ему следует строить свою программу противоракетной обороны. Правила ВТО одинаковы для всех. Может быть, именно поэтому он считает данную организацию такой `архаичной`.