Российская Информационная Сеть
23 июля, 09:00

Путин, нефть и олигархи - это далеко не "холодная война"

Путин, нефть и олигархи - это далеко не "холодная война" Однако дни нежной дружбы просто не могли длиться вечно, если Лондон стал для многих убежищем от интриг усиливающегося российского авторитаризма

Русские уже не знают, куда деваться. После того, как на прошлой неделе стало известно о попытке убийства очередного известного русского в Лондоне, правительству Владимира Путина уже высказало свое возмущение множество видных британцев, начиная с министра иностранных дел.

Борису Березовскому, в отличие от отравленного полонием-210 в прошлом году Александра Литвиненко, удалось избежать смерти, однако в обществе стал распространяться страх перед российской властью. Что касается иностранных компаний, работающих на территории российского правительства, то с ними оно грубо играет уже не первый день. Нефтяную компанию ВР силой заставили подписать новый, не такой выгодный, как раньше, контракт на российском Дальнем Востоке. В ответ на это часть британской прессы словно с цепи сорвалась и обвиняет Россию в начале нового непримиримого противостояния с Западом - фактически в возобновлении `холодной войны`.

Большинство русских считает, что их страну нельзя так травить. От доходов с экспорта нефти, газа и никеля зависела еще советская экономика, а в 90-е годы, после падения коммунизма, природные ресурсы попали в руки Березовского и подобных ему новых бизнесменов. Президенту Ельцину перед выборами нужна была их финансовая поддержка, и он в обмен на это дал им возможность приобрести активы, дающие такое богатство, о каком не мечтал и царь Мидас. Эти так называемые `олигархи` оказывали огромное влияние на политику государства; и никто так открыто не бравировал своей властью над российской политикой, как Березовский.

В 2000 году, когда преемник Ельцина Путин вырвался из объятий Березовского, страна ему только аплодировала. Березовский же отступил в Лондон, где приобрел официальный статус политического беженца и где заявляет, что авторитарный российский режим необходимо свергать силой.

Российская прокуратура утверждает, что у нее достаточно оснований предать Березовского суду за проведенные им коммерческие операции, и неоднократно требовала его экстрадиции. Каждая такая попытка Великобританией резко отвергалась. То есть еще за годы до того, как Кремль начал заявлять, что его конституция запрещает экстрадицию российских граждан, он хотел, чтобы то же самое сделал Лондон. Лондон этого не сделал, поэтому в том, что главный подозреваемый в расследовании убийства Литвиненко Андрей Луговой не сидит в британской тюрьме, нет ничего удивительного.

Не нравится российской власти то, что говорят о ситуации с ВР - и снова российский народ оказывается на его стороне. В Москве ВР изображают международной корпорацией, одержимой алчностью и, следовательно, заслуживавшей небольшой порки и урока уважения к интересам России. В прессе сообщалось, что Тони Блэр считал, что Путин лично подвел его, отказавшись выполнять контракт на разработку месторождения в Восточной Сибири, подписанный еще в 90-х годах.

Джентльменские уговоры дороже денег, которые за ними стоят; российский лидер повел себя просто неспортивно, утверждал Блэр. Говорил он и о том, что, с его точки зрения, непозволительно пользоваться поставками энергоносителей как геополитическим оружием. Но в России все видится по-другому. Если уж на то пошло, в России с ВР поступили так же, как поступил с иностранными компаниями в Венесуэле Уго Чавес (Hugo Chavez), заставивший зарубежных нефтяников подписаться под новыми условиями работы, придуманными его правительством. При этом Чавеса в Европе никто не ругает. Почему же, спрашивают русские, к венесуэльцам относятся по-прежнему тепло, а нас демонизируют?

Кстати, когда иностранцы говорят о том, что русские начинают новую `холодную войну`, те в ответ лишь удивленно поднимают брови и имеют для этого все основания. Действительно, в этом отношении Западу не худо бы проявить толику исторического глазомера.

`Холодная война` была борьбой между НАТО и странами Варшавского договора, и борьба эта угрожала всему миру. Фактически Советский Союз выстроил против США огромную военную коалицию. Обе стороны конфликта имели, и постоянно наращивали, ядерные арсеналы, содержавшиеся в постоянной боевой готовности. Коммунистические режимы оперировали своими экономиками на такой основе, которая до некоторой степени изолировала их от глобальной рыночной экономики; кроме того, в те годы и режим общения их социумов с западными более-менее напоминал карантин. Так что называть нынешнюю - и вправду ужасающую - ситуацию на дипломатическом фронте, сложившуюся в связи с недавними скандалами, `холодной войной` может только либо законченный русофоб, либо полный идиот, либо тот, кто объединяет в себе оба эти качества.

Однако в том, что касается проявлений якобы оскорбленного якобы достоинства, русские ни в чем не уступают британцам. Блэр и Браун правы, утверждая, что российские политики и пресса так и не поняли, сколь ужасная в действительности история скрывается за `делом Литвиненко`. Это убийство было совершено не с помощью каких-нибудь девяти грамм свинца, а с помощью радиоактивного химического состава, который мог бы убить не только того, для кого предназначался, но и десятки других жителей Лондона. Вопрос о том, послал ли убийцу кто-либо из обитателей Кремля или кто-то другой, не относится сегодня к первоочередным. О прямом участии Путина в этом деле ничто не говорит - скорее всего, он действительно не имеет к нему никакого отношения. Однако ответственности это с него никоим образом не снимает.

Еще с начала своего первого президентского срока Путин стал копателем ям на российском политическом ландшафте. Он систематически назначал на самые высокие места во власти своих друзей из спецслужб и давал им возможность не задумываться о легальности того, чем они занимаются, если это делалось в интересах его правящей группировки. Речь шла, в том числе, и об их личном обогащении за счет любых компаний - российских ли, зарубежных, - которые становятся на их пути. Березовского и других олигархов, считавших по-другому, заменили агентами спецслужб, ныне считающими себя бизнесменами.

Британское правительство сотрудничало и сотрудничает с лондонским Сити, предлагая российским бизнесменам, заинтересованным в выводе своих денег из страны, безопасную гавань для их капиталов. Нью-Йорк и Штутгарт решили подойти к этому вопросу более осторожно и потому вчистую проигрывают конкуренцию за право работать с российским капиталом. В Великобритании практически никому не задают вопросов о том, откуда взялось это новое российское богатство. Потому и не прекращается поток наемных убийц, которых присылают на наши берега для сведения счетов.

Само собой, Лондон должен перестать быть ярмаркой русских убийц и отравителей. Однако в то же время Западу пора начать смотреть вокруг себя более реалистично, чем это было принято в то время, когда Буш, Блэр, Шредер и Путин в дружном хороводе плясали свои политические танцы. Березовский прав, по крайней мере, в одном: пока нынешняя российская элита живет и здравствует, вероятность изменения существа российской политической системы крайне мала. Правители России авторитарны, алчны и мстительны - и именно они в следующем году, когда Путин перестанет быть президентом, останутся хозяевами России.

Месяца два назад я председательствовал на одном публичном диспуте о российской политике и внешней разведке, где высказывал примерно эти же мысли. На диспуте присутствовал представитель российского посольства, о которым было известно, что он работает в одной из спецслужб. Когда он сказал, что, в общем и целом, согласен с моей оценкой, аудитория буквально онемела. Так вот, имена тех, кого собираются выслать из Великобритании, еще не оглашены, но я уже слышал, что его имя стоит в этом списке. И если это правда, то разве мало шансов на то, что его заменит кто-нибудь менее склонный говорить о своих недостатках так же, как и о достоинствах? Кто-нибудь, чей взгляд на англо-российские отношения будет гораздо менее сдержанным, чем у него?

Сегодня обеим сторонам как никогда ранее следует сохранять спокойствие и избегать провокационных слов и деструктивных дел. Не то чтобы я призываю отказаться от давления на российские власти - но чтобы с людьми Путина можно было работать более осторожно и более тонко, их сначала нужно лучше узнать. А для этого нужно хотя бы прекратить на будущее напоказ обниматься с президентом России и перестать приглашать телевидение на `дружеские завтраки` с ним - что в Москве, что в Лондоне.

nbsp;RIN 2000-