15 августа, 14:18
Москва надеется, что неудачи Соединенных Штатов сыграют ей на руку и позволят вернуть утраченное влияние.
`Соединенные Штаты ведут себя, как пьяный в стельку хулиган. Мы же ждем, пока они протрезвеют`. Близкий к Кремлю политолог Сергей Марков, как и многие другие российские эксперты, теперь позволяет себе проявлять непочтительность в отношении главной мировой державы. В последнее время тон этот задал Владимир Путин, который называет Америку `товарищем волком`, готовым проглотить небольшие страны, или проводит параллель между политическими курсами США и Адольфа Гитлера.
По примеру российского президента, журналисты и приближенные Кремля пытаются превзойти друг друга в ликовании в связи с закатом `мирового жандарма`. Российские заявления сильно утрированы, что отражает, какой страх вызывает американское продвижение на постсоветском пространстве, отмечающееся в последние годы. `Оранжевая революция`, произошедшая в декабре 2004 года на Украине, которая, по мнению Кремля, была инспирирована Вашингтоном, сильно уязвила Москву, как, впрочем, и приход к власти в Грузии Михаила Саакашвили, президента, мечтающего об Америке и НАТО. Ослабление позиций Америки в первую очередь рассматривается именно под эти углом зрения - возможно, продвижение Запада остановится на пороге России.
`Чем менее успешной окажется безумная политика США по изоляции России, тем лучше для нас`, - резюмирует Сергей Марков, который, как и многие близкие к Кремлю эксперты, охотно возлагает на американцев вину за трудности, которые испытывает Россия в отношениях со своими соседями. `Провал Соединенных Штатов в Ираке дискредитировал их политику демократизации мира`, - отмечает Федор Лукьянов, главный редактор журнала `Россия в глобальной политике`. `Сегодня ни одна страна мира не готова взять на себя принадлежащую Америке роль мирового лидера, и уж точно не Россия`, - признает этот аналитик.
Но Кремль может воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы попытаться вернуть то, что он утратил в течение последних пятнадцати лет. В то время, когда миропорядок пошатнулся, Россия сгорает от желания заполучить несколько `кусков пирога`. По крайней мере, пользующиеся большой популярностью националисты получили возможность заявлять об этом во весь голос. `Упадок Римской империи начался в тот момент, когда Цезарь и Помпей заменили в армии крестьян на профессиональных солдат, которые не хотели идти на смерть`, - говорит историк Анатолий Уткин из Института США и Канады РАН. `А сейчас идти на смерть не хотят американцы, - продолжает эксперт свою мысль. - Американцы не любят работать с компьютерами. Они заселили Силиконовую Долину индийцами и иранцами : Сан-Франциско - столица гомосексуалистов :`.
Этот упадок Америки, правда, является лишь одним из элементов заката всего западного мира, считает Анатолий Уткин. `Подходят к концу пятьсот лет господства Запада над всем миром, а Россия в последний момент смогла примкнуть к новым странам, влияние которых растет, таким как Китай, Индия и Бразилия`.
В качестве подтверждения своих слов историк рассказывает о том, как Россия укрепляет свою армию, создает новые ракеты `Булава`, поставляет оружие Китаю и Ирану и укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке. `Европа могла бы стать центром мира, если бы Россию приняли в НАТО и Евросоюз`. Более здравомыслящие люди, которые еще управляют страной, тем не менее, признают, что Россия не только не готова занять место Соединенных Штатов, но, даже, и не заинтересована в их крахе.
`Для России благом является провал американских неоконсерваторов и из безумной политики, но не крах Соединенных Штатов`, - подчеркивает Сергей Марков. `Мы испытываем удовлетворение от каждой неудачи США на Украине, стране, где зародилось российское государство. Но нас не радуют проблемы США в Ираке, в Афганистане, и даже в Японии, если японские националисты сумеют выдворить их из страны`.
Тектонические сдвиги
`Ослабление позиций США заставляет Москву переосмыслять миропорядок, - говорит Федор Лукьянов. - До недавнего времени Россия выступала за поддержание статуса-кво. Она была заинтересована в сохранении миропорядка в существующем виде, в то время как Запад видел себя в роли реформатора. Сегодня уже Запад стремится сохранить свое звание победителя в `холодной войне`, в то время как Россия требует изменить существующий порядок вещей`. В Москве считают, что грядет существенный сдвиг геостратегических пластов, подобный тому, что имел место в 1989 году. Но на этот раз Россия хочет активно участвовать в этом процессе, а не выступать в роли жертвы.