Российская Информационная Сеть
29 августа, 14:08

Россия постепенно захватывает мир

Россия постепенно захватывает мир Москва вновь ведет себя напористо, и Европе следует и дальше уделять отношениям с Россией первостепенное внимание, чтобы она не пошла по опасному пути.

Россия вновь стремится играть роль мировой державы, и поэтому играет мускулами. С тех пор, как в феврале этого года президент Владимир Путин выступил в Мюнхене с речью в конфронтационном духе, свидетельств об изменениях в российском внешнеполитическом курсе становится все больше.

В последние месяцы Россия установила свой флаг на морском дне в точке Северного полюса, демонстрируя притязания на Арктику и ее сырьевые ресурсы; неоднократно выступала с угрозами в адрес Европы в связи с планируемым развертыванием на континенте небольших объектов американской системы ПРО; `случайно` сбросила на грузинскую территорию бомбу или ракету в качестве предостережения нынешнему правительству в Тбилиси и его друзьям на Западе; отправила разведывательные самолеты к американской военной базе на Гуаме; блокировала в Совете Безопасности ООН окончательное решение о статусе Косово; и предприняла `кибератаку` против Эстонии. Кроме того, каждую зиму мы сталкиваемся с угрозой возникновения `проблем` с нефтегазовыми поставками в Европу.

В совокупности все эти отдельные события позволяют говорить о новообретенной напористости Москвы. Россия по-прежнему действует в духе основополагающего решения, принятого еще в начале 1990-х - покончить с изоляцией от Запада. Однако стиль ее политики изменился: вместо сотрудничества она заняла неуступчивую позицию. А опыт истории показывает: во внешней политике за изменением стиля может быстро последовать и изменение стратегии.

В настоящее время в России происходит восстановление централизованной власти, частично разрушившейся после распада СССР. Можно сказать, что сегодня Центр практически полностью диктует условия в политике и экономике страны, хотя и не в тоталитарных и самовластных, а демократических и рыночных рамках.

Демократический строй в России, конечно, свелся к так называемой `управляемой демократии`. Теоретически там сохраняется многопартийная система, выборы, независимый суд и рыночная экономика. На практике же вся политическая система сегодня контролируется президентом. Гражданам по-прежнему разрешено выбирать главу государства всенародно, однако на деле решение о том, кто им станет, будет принято заранее.

При всех недостатках ее демократической системы, и несмотря на тот факт, что по объему ВВП она сравнима с Италией, в стратегическом плане Россия сохраняет очень большой вес. Однако будущее страны отчасти зависит от того, сможет ли она осуществить модернизацию экономики. Если России не удастся преодолеть сырьевой характер экономики, она вновь превратится в колосса на глиняных ногах. Более того, если она не сможет удачно распорядиться доходами от нефтегазового экспорта, ей никогда не набрать того влияния, которым в свое время пользовался СССР.

Однако для успешного развития экономики необходима и модернизация политической системы, т.е. ограничение полномочий Центра. Самые важные задачи в этом плане - обеспечение реальной независимости судебной власти, создание механизма сдержек и противовесов, и формирование дееспособной многопартийной системы, способной послужить опорой российской демократии.

Этот процесс займет немало времени, и не пройдет гладко и бесконфликтно. Поэтому в обозримом будущем Западу придется иметь дело с Россией, жаждущей вернуть себе былое имперское могущество и соответственно строящей свою внешнюю политику.

В международных отношениях сила одной стороны зачастую является отражением слабости другой. Сегодня слабость США и Европы словно приглашает Россию вернуться к прежней имперской политике, что представляет особую опасность для Старого Света.

Поэтому успешная модернизация России и хорошие отношения с ней соответствуют стратегическим интересам Европы. Прежде всего ЕС и его страны-участницы не должны позволить России снова взять под контроль сферу влияния прежней советской империи: Москве необходимо дать понять, что это чревато серьезным ущербом для ее важнейших приоритетов. В этой связи особое значение приобретает обеспечение независимости Украины и европейской ориентации Турции.

В ближайшие несколько лет Россия предложит Европе весьма благоприятные возможности для укрепления сотрудничества, но при этом возникает и риск, связанный с усилением ее вмешательства в европейские дела. Чтобы правильно отреагировать на эти возможности и риски, Европа должна быть сильной и сплоченной.

Сила и единство Европы будут способствовать и устойчивой модернизации России. Если же ЕС будет слаб и расколот, у Москвы возникнет искушение двинуться по опасному пути.

nbsp;RIN 2000-