30 августа, 09:05
Говорят, что мир переживает глобальное потепление, однако об отношениях между Россией и Западом этого не скажешь - здесь всерьез задули холодные ветры.
Символом усиливающегося охлаждения этих отношений стал неожиданно предпринятый Москвой `бросок` в Арктику. Целью этой экспедиции был сбор научных данных, подтверждающих правовые территориальные притязания России на хребет Ломоносова. Однако этим залпом летний `барраж`, возвестивший о возвращении России на мировую арену в качестве мощной державы, отнюдь не ограничился. Вот другие примеры:
∙ Дипломатическое `наступление` на Ближнем Востоке и в Азии, сопровождавшееся намеками на создание газового картеля.
∙ Предпринятые президентом Владимиром Путиным шаги по выходу из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
∙ возобновление дальних полетов стратегических бомбардировщиков для патрулирования в зонах, граничащих с воздушным пространством Европы и США.
∙ Заявление о расширении операций ВМФ в мировом океане, в тои числе о возобновлении постоянного присутствия российской эскадры в Средиземном море.
∙ Милитаризация Шанхайской организации сотрудничества, в которую в качестве стран-участниц входят Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а в качестве наблюдателей - Иран, Индия, Пакистан и Монголия.
Одним словом, Россия вновь превратилась в игрока мирового масштаба; при этом она уже не смотрит на Соединенные Штаты восхищенным взглядом.
Таковы горькие плоды ошибочной политики Запада - и особенно США - по отношению к России после окончания `холодной войны`. Вместо того, чтобы обойтись с Москвой великодушно, к чему призывал историк Ричард Пайпс (Richard Pipes), Запад провозгласил себя победителем.
Однако, в отличие от победы над нацистской Германией во Второй мировой войне, нового Плана Маршалла на сей раз не последовало. В начале 1990-х Запад лишь обещал России экономическую помощь, но не предоставил ее в тот момент, когда Москва отчаянно в ней нуждалась. Кроме того, он поддержал катастрофическую программу приватизации и экономических реформ. Но, самое худшее, Запад восстановил против себя всю российскую элиту, присоединив к НАТО Польшу, Чешскую Республику, Венгрию и прибалтийские государства. В ходе дальнейшего расширения членами альянса вполне могут стать Грузия и Украина. Расширение НАТО и Евросоюза, в котором для России не оставалось места, фактически отрезал Москву от западной орбиты, в которую, по мнению Кремля, страна уже входила.
Еще в начале этого процесса президент США Билл Клинтон поинтересовался у главного специалиста по России - заместителя госсекретаря Строуба Тэлботта (Strobe Talbott), как долго Вашингтон сможет навязывать Москве свою волю.
Президент Джордж У. Буш пошел по клинтоновскому пути, заявив вскоре после прихода к власти, что Россия уже не играет существенной роли в международных делах, и отношения с ней больше не имеют для США приоритетного значения. Вскоре после этого Буш объявил о выходе Соединенных Штатов из Договора по противоракетной обороне и начале нового раунда расширения НАТО вплоть до российских границ.
Сегодня горькое разочарование Москвы в Западе приняло форму жесткого антиамериканизма. Кроме того, оно переросло в страстное желание - охватившее как элиту, так и простых граждан - заставить Запад пожалеть о своей политике по отношению к России, когда страна `поднимется с колен`. И этот момент, несомненно, уже настал.
Некоторые аналитики давно предупреждали - именно таков будет неизбежный результат расширения НАТО и других неверных политических шагов США и Запада. Только партнерство с Россией и последовательная линия на ее привлечение в ряды Запада позволила бы избежать `поворота` Москвы на Восток. Кроме того, это помогло бы предотвратить возрождение традиционной российской подозрительности - если не прямого антагонизма - по отношению к Западу. Наконец, при более тесном сотрудничестве с Россией Москва, возможно, не разочаровалась бы в демократии, которая сегодня воспринимается лишь как коварная и циничная уловка Запада, призванная ослабить страну.
Ценой расширения НАТО стал утраченный шанс на то, что Россия в среднесрочной, а то и в долгосрочной перспективе станет мощной и демократической союзницей Запада. Более того, Запад подтолкнул Москву к сближению с Китаем и Ираном.
Если такова была цена экспансии НАТО, то что мы от него выиграли? Очень мало, а то и ничего. Вот, что получил альянс от своих новых участников: несколько тысяч солдат, размещенных в Афганистане и Ираке, латвийские ВВС (целых три самолета), да пять эстонских медсестер. Сравните этот вклад с гигантскими возможностями и опытом России в военной и разведывательной сфере - особенно по Афганистану. Более того, Москва помогала выслеживать джихадистов по всему миру, бороться с распространением оружия массового поражения и материалов для его создания, и участвовала в восстановлении Афганистана. Будучи подлинным союзником Запада, Россия могла бы дать ему куда больше, чем малые страны, пополнившие ряды НАТО.
Сегодня все социологические опросы показывают, что абсолютное - или по крайней мере значительное - большинство россиян рассматривают США как величайшую угрозу своей стране и всему миру. Путин неоднократно осуждал тяготение США к `однополярному` международному устройству - то есть фактически мировой гегемонии.
Российская элита занимает по этому вопросу еще более жесткую позицию. Александр Солженицын недавно заявил, что США стремятся `окружить` и ослабить Россию. Это весьма символичное мнение, тем более что исходит оно от выдающегося писателя, некогда жившего в Соединенных Штатах в качестве политического беженца, спасавшегося от гонений со стороны советского государства. Оно также показывает, насколько сильное охлаждение переживают сегодня американо-российские отношения.
Будем надеяться, что новая администрация США не повторит ошибок Клинтона и Буша, не станет оскорблять или недооценивать Москву. Но даже в наилучшей ситуации следующий президент США и его (или ее) западные союзники столкнутся с труднейшей задачей - преодолеть негативное, даже мстительное настроение усиливающейся Москвы по отношению к Западу, и особенно Вашингтону.