30 августа, 14:03
Для предотвращения хаоса на Ближнем Востоке Вашингтон должен дать России возможность играть более активную роль.
Прошло почти 40 лет с тех пор, как американцы бежали из Сайгона, и вот эта великая страна опять стоит на пороге второго бегства - на этот раз из Ирака. Конечно, исход пока не начался, а недавняя речь президента Буша об "уроках Вьетнама" дает основания полагать, что он не допускает такой мысли. Многие заметили, что выводы в этой речи были неглубокими и несущественными. Общее мнение таково: речь эта была всего лишь пиар-ходом, подготовкой официальной реакции на публикацию доклада генерала Дэвида Петреуса (David Petraeus) о результатах наращивания американских сил в Ираке.
Но никакие пиар-кампании, никакие упрощения не могут скрыть истинные размеры иракской катастрофы и тот ущерб, который был нанесен репутации Америки. Судя по всему, американские стратеги неправильно оценили и спрогнозировали последствия "освобождения" Ирака и их воздействие на регион в целом. Сегодня репутация Америки как страны, наделенной способностью предвидения, упала едва ли не ниже репутации ее разведывательных служб.
Среди многочисленных уроков, которые США должны вынести из своей неудачной иракской авантюры, есть один, говорящий о важности помощи России. Если Вашингтон хочет уйти из Ирака, не поджигая при этом ближневосточную пороховую бочку, он не должен упорствовать и продолжать политику последнего десятилетия, когда США использовали любую возможность, чтобы унизить своего старого врага. Одним из таких примеров является речь Дика Чейни (Dick Cheney) о правах человека в России президента Владимира Путина, произнесенная в Прибалтике. Трудно удержаться от выражения слов солидарности Михаилу Горбачеву, который обвинил США в лицемерии, сказав, что такие заявления звучат из уст руководителя, чья страна содержит тюрьму в Гуантанамо, перевозит задержанных в места заключения без санкции суда и уже вплотную подошла к тому, чтобы начать пытки людей на своей собственной территории.
Но это еще не все. Отношение Америки к России по целому ряду вопросов вызывает у нее негодование и обиду, способствуя возрождению в этой стране чувства национальной гордости. В 90-е годы русским приходилось терпеть. Но сегодня это закончилось, поскольку страна начала богатеть от продажи нефти и газа. И здесь США совершили промашку, позволив значительной части европейских государств подстроить свои интересы под энергетические устремления и амбиции России. Сделанное Путину приглашение отужинать омарами с Бушем вряд ли поможет исправить все эти промахи - ведь Путин хорошо знает, что тот политический курс, который привел к таким ляпам, совсем не изменился.
Первым шагом на пути устранения страхов Америки, опасающейся хаоса и внутренних междоусобиц в Палестине, может стать придание России более активной роли в "управлении поэтапным новым урегулированием", а также настоящая попытка разрешить палестинскую проблему. Дело в том, что в данном регионе у России налажены более хорошие контакты с такими странами, как Иран. И действуя заодно с США, она имела бы возможность воспрепятствовать принятию поспешных и необдуманных решений соседними государствами, которые могут испытать соблазн вмешаться в переходный процесс. Конечно, это будет означать, что американским нефтяным гигантам в последующем придется "делиться", отказавшись от монополии на деятельность в регионе. Но ведь нам постоянно говорят, что американское вмешательство на Ближнем Востоке вызвано отнюдь не соображениями финансового порядка, а интересами более масштабной и долгосрочной стабильности. Если удовлетворить ущемленное российское самолюбие, это поможет снизить напряженность даже в Европе.
Поскольку мы нуждаемся в помощи России, нам необходимо искать с ней компромисс по широкому спектру проблем. Этот процесс будет трудным и болезненным, но альтернатива здесь всего одна, как сказал в своем недавнем выступлении генерал сэр Ричард Дэннатт (Richard Dannatt). Для многих из нас все это выглядит как бесконечное и ненужное столкновение культур и цивилизаций, а победителем в результате оказывается терроризм. Поэтому нам необходимо попробовать все возможности, а не превращаться в "поколение конфликта", как выразился генерал Дэннатт.
Англо-американскому альянсу также следует умерить свою гордыню и начать добиваться активной поддержки европейцев, особенно Франции. Это единственная крупная страна, которая совершенно правильно пыталась предостеречь США от их безрассудной иракской авантюры. Но это также единственное европейское государство, имеющее целую систему полезных связей и контактов на Ближнем Востоке.
Наносной энтузиазм не должен закрывать собой те огромные проблемы, которые ожидают нас впереди. Необходимо свести к минимуму тот хаос, который сегодня царит не только в Ираке, но и в Газе, Ливане, Иране, Афганистане и Пакистане, и сосредоточить все свое внимание на угрозе международного терроризма и на восстановлении мира на Ближнем Востоке. Мы надеемся, что для достижения этой цели Вашингтон сделает правильные выводы из своей односторонней политики, а также осознает, что ущерб от его плохого планирования и возможного ухода из Ирака можно будет свести к минимуму только с участием партнеров со всего мира. А России и Европе здесь может принадлежать далеко не последняя роль. Короче говоря, то время, когда США принимали решения, а их "друзья" послушно эти решения выполняли, должно закончиться.