7 сентября, 19:48
В столице Восточного Тимора недалеко от морского берега рядом с сияющим комплексом министерства иностранных дел строится сверкающий президентский дворец.
Как может борющийся за выживание, недавно получивший независимость Восточный Тимор позволить себе подобные впечатляющие проекты? Это - так же как и новые армейские казармы, новая униформа для солдат армии Восточного Тимора и широкий спектр программ технической помощи и обмена в сфере образования - подарки от правительства Китая.
Разумеется, Китай полностью в праве расширять свое влияние в Восточном Тиморе, даже чересчур активно эксплуатируя свои растущие ресурсы. Но такое применение Китаем `мягкой силы` все равно выглядит издевательством, потому что именно Соединенные Штаты помогли родиться демократии Восточного Тимора, послав туда тысячи солдат в помощь миротворческим силам, гарантировавшим независимость этого государства.
Шесть лет спустя, под тяжестью экономического и военного бремени операций в Ираке Соединенные Штаты начали кампанию за вывод оставшихся войск ООН, поддерживавших стабильность в регионе, и сократили двустороннюю помощь за период с 2001 по 2006 гг. почти на 40 %.
Разумеется, проблемы Восточного Тимора не входят в число приоритетных для национальной безопасности США. Но следует помнить, что Китай и другие державы используют его историю как доказательство того, что Соединенные Штаты слишком заняты Ираком и вынуждены уменьшать свое присутствие в Азии, Латинской Америке и Африке.
Такое развитие событий влечет за собой серьезные, возможно, необратимые стратегические последствия.
Мы гибли в Ираке, а другие в это время вели свою игру. Дипломатия Китая простирается за пределы Восточного Тимора. Китай тратит миллиарды долларов на содействие строительству дорог, портов и мостов в Лаосе, Камбодже и на Филиппинах, что намного превышает объемы американской помощи и долю участия США в региональной политике и может соперничать с программами Всемирного банка и Азиатского банка развития.
Усиливаются интересы Китая и в Африке: перспективы получения помощи и укрепления торговых взаимоотношений привели в прошлом году на саммит в Берлине 40 глав африканских государств.
Тем временем президент Владимир Путин с помощью силы и денег закладывает фундамент будущего российского господства над соседями из числа бывших советских республик и контроля над европейскими энергоресурсами
Хотя США десять лет назад уже завязали контакты с государствами Центральной Азии, стремясь содействовать сокращению экономического и политического разрыва между ними и Западом, Путин с тех пор сумел заключить энергетические соглашения, радикально увеличивающие российское влияние в этом регионе, в том числе соглашение с Туркменистаном и Казахстаном о прокладке газопровода в Россию по берегу Каспийского моря.
Российские дипломатические достижения ставят под угрозу поддерживаемые ЕС и США проекты газопроводов, рассчитанных на диверсификацию поставок. Официальные лица США обратили на эту сделку свое запоздалое внимание, но было уже поздно.
Из-за Ирака государственному секретарю США (так в тексте - прим. пер.) Роберту Гейтсу (Robert Gates) пришлось отложить давно запланированный визит в Латинскую Америку - еще один регион, в котором падает влияние Соединенных Штатов.
В этом марте можно было видеть яркий пример того, как изменился статус США в этом регионе. Десятки тысяч граждан Аргентины - не так давно бывшей одним из надежнейших союзников США в Латинской Америке - аплодировали антиамериканским речам венесуэльского диктатора Уго Чавеса на приуроченном к поездке Буша по региону митинге в Буэнос-Айресе.
Надо отметить, что большинство латиноамериканцев скептически относятся как к претензиям Чавеса на региональное лидерство, так и к его авторитарным замашкам. Но оскудение экономической помощи, игнорирование вопросов, связанных с иммиграцией и торговой сферой, и дипломатическое хамство со стороны США породили в регионе недоверие к Соединенным Штатом, облегчающее Чавесу его популистскую и антиамериканскую агитацию.
Грустно то, что США увязли на неверно выбранном игровом поле, оставив вакуум в остальном мире. Этот вакуум пытаются заполнить другие страны, что угрожает нам геополитическим уроном в длительной перспективе.
Настало время вырваться из иракской трясины и вновь утвердить лидерство Америки в мире и ее присутствие на глобальном уровне.