Российская Информационная Сеть
24 сентября, 09:06

Стальные колеса России давят на Америку

Стальные колеса России давят на Америку Российские производители вкладывают миллиарды долларов в американские металлургические заводы.

Российские металлургические компании развернули мощную атаку на американский рынок. Последний на сегодняшний день выстрел сделал Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), начавший переговоры о постройке на юге Огайо завода за миллиард долларов. Семнадцатого сентября генеральный директор ММК Виктор Рашников встречался с губернатором Огайо Тедом Стриклендом (Ted Strickland) для обсуждения проекта завода, который будет выпускать 1,5 миллиона тонн стали в год. По словам Стрикленда, результат переговоров `дает основания для оптимизма`.

- Мы сделаем все, что вообще возможно сделать, чтобы помочь этой великой компании принять решение прийти к нам, - добавил он.

Всего за последние три года крупнейшие российские производители вложили в предприятия на территории США более 3 миллиардов долларов. В ноябре прошлого года крупнейшая металлургическая компания России `Евраз-Холдинг` приобрела американского производителя рельсов и стального листа Oregon Steel за 2,3 миллиарда. В 2004 году `Северсталь`, `номер два` в табели о рангах российской черной металлургии, за 285 миллионов получила обанкротившийся завод Rouge Industries Inc. из Дирборна (штат Мичиган). Кроме него, `Северстали` принадлежит также 80 процентов акций 800-миллионного завода SeverCorr, строящегося сейчас невдалеке от сельских районов Колумбуса (штат Миссисипи) и намеченного к открытию до конца этой осени. Когда этот завод выйдет на проектную мощность, `Северсталь` практически удвоит объемы производства в Америке до 5,8 миллиона тонн в год и войдет в пятерку крупнейших металлургических компаний полного цикла в США.

- Мы уверены, что сможем развить свой бизнес в США, и готовы подкрепить свою уверенность деньгами, - заявил Грегори Мейсон (Gregory Mason), главный управляющий компании SeverStal North America Inc., в качестве комментария к планам компании в течение ближайших четырех лет вложить в США еще миллиард долларов.

Откуда такой интерес? Во-первых, благодаря росту внутреннего рынка, низкой стоимости рабочей силы в России и высоким мировым ценам на металлы у российских компаний скопились буквально тонны денег, с которыми можно идти на крупные сделки. Как утверждает Александр Пухаев, специалист по металлургии московского отделения Deutsche Bank, по норме прибыли российские металлурги практически вдвое обгоняют своих американских коллег. С финансовой точки зрения, по его словам, российская стальная промышленность сегодня `самая сильная в мире`.

Во-вторых, американский рынок выглядит для них очень привлекательно. После многих лет затягивания поясов американские стальные компании не могут угнаться за спросом. Промышленность, по оценке Goldman, Sachs & Co., ежегодно импортирует около 30 миллионов тонн стали, или четверть всего объема ее потребления в США. Какая-то часть этого объема закупается в России, но все равно только транспортировка тонны металла, которая на американском рынке продается по 600-800 долларов, обходится в 100 долларов.

- Ко всем устаревшим заводам уже пришла в гости 11-я глава*, - утверждает Роб Эдвардс (Rob Edwards), аналитик металлургической отрасли в московской компании `Ренессанс Капитал`. - В результате рынок испытывает дефицит предложения, и у русских появляются соответствующие возможности.

В основном они стараются получить заказы на поставки стали для автопроизводства - эта стратегия, собственно, не отличается от стратегии других глобальных производителей. В частности, крупнейшим игроком на североамериканском рынке автолиста стала люксембургская компания Arcelor Mittal, а в июне германская ThyssenKrupp объявила, что планирует построить в Алабаме металлургический комбинат стоимостью 3,7 миллиарда долларов, а в августе U.S. Steel за 1,1 миллиарда купила канадскую Stelco Inc., одного из крупнейших поставщиков автопромышленности.

Конкурировать с такими гигантами будет нелегко, однако русским не привыкать возрождать к жизни такие устаревшие заводы, как Rouge и Oregon. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на главный комплекс ММК в Магнитогорске, на склонах Уральских гор: еще недавно ММК был типичным советским `динозавром`, а сегодня, после десяти лет постоянных инвестиций, составивших в общей сложности 2,6 миллиарда долларов, на месте древних грязных домен стоит новейшее сталеплавильное оборудование.

Есть у русских и другие козыри. Например, завод Rouge, приобретенный `Северсталью`, стоит на территории комплекса River Rouge компании Ford Motor Co., где производятся грузовики. Rouge поставляет сталь на этот завод уже несколько десятилетий. Что касается SeverCorr, то это будет первое предприятие, на котором поставят электропечь для выплавки автолиста - это более экономичная и менее трудоемкая технология. На руку владельцам SeverCorr и расположение завода: среди потенциальных покупателей - предприятия Toyota Motor Corp. в Кентукки и Техасе, а также заводы других европейских и японских автокомпаний, тоже мигрирующие потихоньку в южные штаты.

nbsp;RIN 2000-