24 сентября, 19:41
Президент России Владимир В. Путин стоит перед нелегким и очень важным выбором, который повлияет и на его собственное будущее, и на будущее его страны.
Он может выбрать слабого преемника, который через шесть месяцев, когда Путину придет время уходить, никак не будет угрожать его влиянию и не встанет на его пути в 2012 году, если Путин решит вернуться. Может он выбрать и сильного преемника, рискнув при этом собственным политическим будущим.
Пока что совершенно неизвестно, каков в результате будет его выбор, значимость которого, между тем, весьма велика: если в России будет слабый президент, пытающийся как-то править при Путине, дергающем за ниточки из-за кулис, ее внутренняя стабильность станет ниже, что создаст нешуточные риски для безопасности США и всего международного сообщества.
Это стало для меня очевидно во время встречи с Путиным, высшими чиновниками России и другими кремлевскими инсайдерами, которую я провел в составе международной группы специалистов по России на президентской даче в Сочи. Как и во время наших предыдущих встреч, Путин вступал в подробные дискуссии по широкому кругу вопросов, не заглядывая в бумажки и не прибегая к помощи советников. Но на этот раз после встречи на меня навалилось беспокойство: я так и не понял, как будут дальше руководить Россией Путин и его команда. Дискуссия с российским лидером со всей очевидностью показала, что вариант со слабым преемником рассматривается вполне серьезно. Не исключено, что неожиданное выдвижение Путиным Виктора Зубкова на пост премьер-министра - лишь первый шаг.
Зубкова знают как сильного менеджера, но никто не считает его человеком, способным видеть далеко вперед и вести за собой великую державу. Тем не менее, Путин спел нам всем огромную оду о Зубкове и объявил, что если он справится с работой на премьерском посту, то для него не исключен и вариант выдвижения своей кандидатуры на президентские выборы в марте 2008 года. Такой поддержки от президента не получал еще ни один кандидат - при том, что никто не сомневается: тот, кого выберет Путин, наверняка станет следующим президентом России.
Даже более важным в этом отношении было заявление, которое Путин произнес уверенно и повторил не один раз: за ним самим после выборов сохранится значительное политическое влияние, и им с новым президентом придется договариваться о том, как работать вместе. Путин явно рассматривает про себя возможность установления в России некоего двоевластия, в рамках которого его влияние будет гарантировано постом руководителя какого-нибудь другого государственного органа. Кроме того, он совершенно четко заявил, что не исключает повторного выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах 2012 года - что разрешается российской конституцией.
По словам людей, знакомых с ситуацией в Кремле, там уже рассматриваются различные варианты, как в течение следующих четырех лет перераспределить полномочия за счет президента в пользу других органов. В этой связи часто упоминались решительно поддерживающая Путина партия "Единая Россия", Конституционный Суд, совещательный Государственный Совет, Дума и Совет национальной безопасности. Главная цель таких планов также очевидна: какой бы из этих органов ни возглавил Путин, именно туда перетекут полномочия, с помощью которых он будет держать в узде нового президента.
Для России слабый президент при сильном Путине плюс диффузия власти между несколькими органами будут означать катастрофу, способную превратить в пыль путинскую стабильность. Путин ограничил демократию, но усилил государство; при нем удавалось сдерживать инфляцию и поддерживать высокие темпы экономического роста.
Кроме того, двоевластие стало бы чужеродным элементом для российской политической культуры, традиционно вручающей всю власть одному человеку. В нынешней России именно Путин выступает арбитром между противоборствующими политическими группировками, а кто будет играть эту роль в случае установления двоевластия - опять же непонятно. Даже самый слабый президент может со временем усилиться настолько, что окажется в состоянии схлестнуться с Путиным. В этом случае губернаторы регионов могут, сыграв на разброде в Москве, попытаться урвать для себя больше власти. А к кому тогда идти иностранным компаниям за разрешением на контракты в нефтегазовом секторе? Кому будет принадлежать последнее слово во внешней политике?
В России перераспределение власти будет проходить в рамках истинно российской специфики. Все восемь лет своего пребывания в президентском кресле Путин методично занимался централизацией власти в руках президента, отодвигая других игроков политической арены, в том числе губернаторов и прессу. В результате нынешняя система в России не может существовать, если ей не управлять сверху. Перераспределение власти в следующем году может означать только одно: новую жизнь получит то, что уже отжило, и возобновление борьбы за влияние в подвижной политической среде приведет к дестабилизации.
Большинству американцев совершенно непонятно, как централизация власти может привести к чему-то хорошему. Однако быстрое и наверняка плохо спланированное перераспределение полномочий может нанести мощный удар по стабильности в России. В долгосрочной перспективе в любом случае необходимо будет создавать систему сдержек и противовесов, однако если сегодня начинать в спешке решать, как обеспечить власть Путина до 2012 года, то это неминуемо приведет к хаосу, а никак не к совершенствованию государственной структуры.
Для Соединенных Штатов наибольшую опасность представляет собой как раз такая Россия - дезорганизованная и поглощенная внутренними проблемами. Она вряд ли будет в состоянии выработать твердую политику по таким глобальным вопросам, как нераспространение ОМП, борьба с мировым терроризмом и энергетическая безопасность. Американским компаниям будет гораздо сложнее заниматься бизнесом в России, поскольку там не будет ясных правил игры. И кто, скажите, тогда будет заниматься фундаментальными реформами и борьбой с коррупцией для улучшения делового климата?
Гораздо более привлекательная для самого Путина перспектива - выбрать сильного президента, играть в политике роль `старшего наставника` и наравне со всеми пробовать свои силы в 2012 году. Тем паче что потенциальных кандидатов, вполне разделяющих взгляды Путина, достаточно. Среди них выделяется первый заместитель премьер-министра Сергей Б. Иванов. Его считали лидером неофициальной гонки до выдвижения Зубкова, остается он в лидирующей группе и сейчас. Наша группа встретилась с ним через несколько минут после того, как было объявлено о том, что Зубков станет премьер-министром, однако он провел с нами два часа, проявив глубокое знание множества тем, включая такие специальные вопросы, как экономика, внешняя и оборонная политика. У Иванова немалое влияние; кроме того, он разделяет взгляды Путина на судьбу России.
Сильный президент, поддерживающий основные ценности путинской России - широкое государственное участие в экономике и напористую внешнюю политику - обеспечивает стабильность лучше, нежели двоевластная система. Такой президент будет пользоваться большей легитимностью и будет в большей степени готов вести страну каким-то определенным курсом, который поддерживало бы большинство населения. Такой кандидат, как Иванов, мог бы начать свой срок с сильных позиций, а в течение первого года даже консолидировать власть. Конечно, если дела у нового президента пойдут хорошо, шансы Путина сесть обратно в Кремль в 2012 году снижаются - но даже такая политическая система и то гораздо больше напоминает реальную демократию.
Конечно, Иванов в президентском кресле еще не раз осложнит жизнь США: сильная российская элита наверняка продолжит нынешний курс по противоракетной обороне, независимости Косово и по многим другим вопросам. Однако в конечном итоге Россия, которая знает и преследует собственные национальные интересы, станет благом для всех нас, поскольку у такой России - региональной державы, имеющей собственное место в системе международных отношений - будет гораздо больше причин действовать ответственно на международной арене.
Пока что возможность, что Путин изберет именно такой курс, не исчерпана. По словам осведомленных российских чиновников, список Путина может сузить выдвижение "Единой Россией" своего кандидата в президенты, которым может стать достаточно сильная личность. В этом случае Зубков останется премьер-министром на время проведения выборов - а может быть, и после них.
Путину придется сделать выбор. Его окончательное решение в любом случае будет иметь для России и ее места в системе международных отношений самые серьезные последствия.