26 октября, 18:21
Группа деятелей российской культуры недавно обратилась к Владимиру Путину с призывом остаться главой государства на третий срок.
Письмо в адрес `уважаемого` Владимира Владимировича подписали, в частности, режиссер Никита Михалков и скульптор Зураб Церетели. `Российская Академия Художеств еще раз обращается к Вам с просьбой, чтобы Вы остались на своем посту на следующий срок`, говорится в письме, которое якобы `выражает мнение всего художественного сообщества России`. Как выяснилось, это далеко не так. В прошлый четверг достоянием общественности стало еще одно открытое письмо президенту, в котором актер Алексей Девоченко и другие представители творческой интеллигенции задают авторам предыдущего письма вопрос, поняли ли они сами, `явно пребывая в приступе верноподданнического экстаза, какую убогую и холуйскую пошлость написали и подписали?`.
Как бы там ни было, очевидно одно: верховные представители творческого цеха призвали президента страны нарушить Статью 81 Конституции, где черным по белому написано: `Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд`. Именно это положение не позволяет Путину баллотироваться в марте на новый срок.
Большинство за третий срок
И, тем не менее, Михалков и Церетели не одиноки в своем желании после выборов вновь лицезреть Путина на посту президента. По данным социологических опросов за это выступает большинство населения России. Во многих городах прошли якобы стихийные митинги в поддержку третьего срока. А с учетом того, что прокремлевская партия имеет большинство в Думе, `протащить` законопроект об изменении Конституции не составило бы труда. Однако Путин заявил о том, что не станет нарушать действующую Конституцию.
В противном случае он поставил бы себя в один ряд со среднеазиатскими деспотами. Но Путину всего 55, он молод и энергичен. Поэтому президент дал понять, что не собирается уходить на политический покой. Хотя бы потому, что в России безвластие означает беззащитность. `Путин не может ни уйти, ни остаться`, - делает вывод журнал `Смысл`. Вся Россия теперь гадает, какой выход найдет президент из этой дилеммы.
Один из вариантов Путин уже назвал сам. На съезде `Единой России` в начале октября он согласился возглавить предвыборный список на думских выборах в декабре и не исключил, что в последствии может занять пост премьер-министра. Но прежде президентом должен стать лояльный преемник, такой как, например, недавно назначенный премьер Виктор Зубков, который после намеченной на 7 мая инаугурации первым делом назначит Путина главой правительства. Этот процесс можно было бы ускорить при условии досрочного сложения Путиным полномочий президента. Однако сотрудник кремлевской пресс-службы Дмитрий Песков в беседе с западными журналистами формально исключил такую возможность.
Подобная смена ролей не увязывается и с российскими традициями передачи власти. Путину, который в течение многих лет обладал всей полнотой власти, пришлось бы довольствоваться ролью исполнителя воли следующего главы государства, который в любой момент будет иметь возможность отправить его в отставку. Теоретически `Единая Россия`, которая, как ожидается, получит подавляющее большинство в Думе, смогла бы обеспечить законодательную основу для изменения политической субординации. В этом случае с переездом Путина в Белый дом туда бы переместился и центр власти. Однако проще было бы обеспечить возвращение Путины в Кремль после выборов 2012 года или в случае досрочного ухода следующего президента, например по состоянию здоровья и назначения премьера Путина исполняющим обязанности главы государства на период до следующих выборов, на которых народ снова избрал бы его президентом.
Но ему ли не знать, как ненадежны подобные сценарии. Президентское кресло и самого смиренного бюрократа способно превратить в самоуверенного властителя. В этом и заключается слабая сторона идеи о слабом президенте и сильном премьере. `Ни в одной стране мира президент не сможет игнорировать политика, более популярного, чем он сам`, - уверяет кремлевский представитель Песков. Вполне возможно. Но именно это обстоятельство и станет для нового российского президента поводом, чтобы избавиться от конкурента, подрывающего его собственный авторитет.
Поэтому Кремль, вероятно, рассматривает иные сценарии, делающие Путина менее зависимым от своего преемника. Например, переход президента в парламент, который хоть и не обладает такими полномочиями как президент, однако по Конституции не зависит от него. Но чтобы стать депутатом и возглавить `Единую Россию` в Думе, Путину после декабрьских выборов пришлось бы досрочно сложить с себя полномочия президента, назначив Зубкова временно исполняющим обязанности глава государства. Ходят слухи, что после непродолжительной паузы Путин `по многочисленным просьбам народа` в марте снова мог бы побороться за пост президента. По словам, Пескова, подобное запрещено Конституцией. Однако не исключено, что всего через пару недель Основной Закон уже не будет трактоваться так строго.
По единодушному мнению политических обозревателей следует ожидать новых сюрпризов. Эффект неожиданности относится к числу излюбленных политических приемов нынешнего российского президента, позволяющих ему держать под контролем различные кланы и противоборствующие группы. Следуя этому принципу, он уже столкнул между собой вице-премьеров Сергея Иванова и Дмитрия Медведева в качестве возможных преемников. Первый выходец из среды спецслужб, второй - представитель либерального крыла. Оба были озадачены неожиданным появлением Виктора Зубкова в качестве председателя правительства и возможного наследника. Заявление Путина о том, что он не прочь возглавить правительство, многие в Москве воспринимают как свидетельство о том, что как раз премьерское кресло его не интересует.
Как бы то ни было, ясно одно: Путин отводит себе особую роль. Кремлевские идеологи уже сейчас называют Путина не иначе как `моральным лидером нации`. Такого же мнения придерживается и анти-западная молодежная организация `Наши`. С этой точки зрения Путин мог бы возглавить, скажем, Национальный Олимпийский комитет и, оставаясь моральным лидером, сохранить за собой политическое влияние.
Однако российские политологи все как один считают подобное развитие событий маловероятным. `В России невозможно играть главную роль в обществе, не имея реальной власти, и Путин следует этой аксиоме, - считает политолог Александр Ципко, - конечно Путину легче следовать аксиоме, чем воле других`. Но сотрудник кремлевской пресс-службы Дмитрий Песков продолжает уверять, что Путин останется в политической жизни, но не на посту президента. `Он не будет управлять страной`. Такова официальная позиция. Возможно, скульпторы и режиссеры, часто появляющиеся в Кремле, знают нечто большее.