7 ноября, 18:19
Всего через несколько месяцев истекают полномочия президентов двух мировых держав - Путина в России и Буша в Америке.
Причины, по которой оба должны будут покинуть свои посты, схожи - и тот, и другой находятся у власти уже второй срок подряд, а конституции обеих стран запрещают им баллотироваться в третий раз. Но этим сходство ограничивается, и начинаются разительные контрасты.
Второй срок Буша начался с серьезных сомнений по поводу законности его победы на выборах четыре года назад, а заканчивается полностью испорченной репутацией - как во внутренних делах, так и в международных, как на политическом поприще, так и в экономике. Даже если бы Конституция позволяла ему остаться у власти, у него было бы мало шансов быть избранным на третий срок, поскольку даже его собственная партия высказалась против.
Что же касается Путина, то он выиграл вторые выборы практически без борьбы, и заканчивает этот срок с высоко поднятой головой, сумев обеспечить внутреннее и международное, политическое и экономическое благополучие не только по сравнению с тем положением, что досталось ему в наследство, но, вероятно, и по сравнению со всей предшествовавшей советской эпохой. Учитывая, что его партия тоже сильна как ни одна партия с советских времен, то если бы не Конституция, вряд ли нашелся бы конкурент, который не пожалел бы времени на попытку воспрепятствовать желанию Путина остаться на третий срок. Но учитывая, что это запрещено российской конституцией, возникает неизбежный вопрос: что или кто ожидает страну по окончании второго срока Путина в следующем году?
Возможно, сейчас еще рано рассуждать о том, насколько успехи Путина в последние несколько лет и ошибки Буша за тот же период времени сократили зазор между влиянием обеих стран на мировые процессы в ближайшее десятилетие. Но ответ на этот вопрос должен быть хорошо взвешенным.
Отвечая на него, нужно будет обратить внимание на то, насколько открыто и недвусмысленно президент Путин дает понять Америке, что не стоит слишком сильно перечить интересам России в бывших советских республиках, в Восточной и Юго-Восточной Европе. Позиция Путина по этим вопросам стала заметно более жесткой после того, как ему не удалось во время посещения Буша на его ранчо в Америке убедить того отказаться от намерения разместить американские ракетные базы в Польше и Чехии, под самым носом у России.
Путин до сих пор не оставляет попыток смягчить это противостояние. Он попытался провести специальную серию встреч с Бушем по этой проблеме, начавшуюся с закрытых двухсторонних переговоров в июне на саммите `большой восьмерки` в Германии и продолжившуюся на ранчо у Буша в Америке. Однако сейчас Путин может более уверенно заявлять о правах и возможностях России делать то, что она считает нужным для своей защиты.
Например, отвечая на вопросы россиян, звонивших ему по телефону во время прямого всероссийского телеэфира 18 октября, он заявил: `У России есть силы и средства, чтобы защитить себя`, таким образом открыто высказав то, на что более загадочно намекал несколько месяцев назад, когда ему впервые рассказали об американском плане установки военных баз в Восточной Европе.
Тогда на вопрос, что он собирается делать в ответ, он сказал: `Нам придется нацелить ракеты на Европу`. Угроза, заключенная в этом ответе, не могла остаться неуслышанной в Европе. Но в последнем телеэфире несколько дней назад он назвал намерения Америки разместить базы `политической эротикой`, в том смысле, что эти словесные высказывания, хотя и могут на время доставить удовольствие, но в итоге не дадут никакого результата.
Все это подталкивает к резонному вопросу о том, какой вид примет соотношение сил Москвы и Вашингтона после уже ясно различимого в ближайшем будущем ухода Буша и Путина с постов, которые они занимают в настоящее время. Дать на него ответ не помогут ни догадки о результатах предстоящих в обеих странах выборов, ни интригующее замечание Путина, сделанное им 18 октября, что Россия изобрела `совершенно новое` ядерное оружие, сообщить подробности о котором он отказался.
О выборах в Америке пока что сложно сказать что-то определенное, потому что на данный момент трудно даже предполагать, какой политики после избрания на пост президента будет придерживаться любой из вероятных победителей - Хиллари Клинтон или Барак Обама. Но о выборах в России две вещи можно сказать с уверенностью: одна, что Путин уйдет, и вторая, что он будет оставаться вблизи центра событий, конечно, если будут происходить какие-то `события`. На самом деле, самым главным преемником Путина, сидящего сейчас в Кремле, станет сам же Путин, покинувший президентское кресло.
Всего несколько месяцев назад, когда Путин только принимал ключевые решения относительно огромной нефтяной империи в России, лондонские нефтяные эксперты рассуждали о том, что, вероятно, он хочет свить себе гнездышко, которое займет после ухода с поста президента. Или же, может быть, полагая, что власть и дальше будет зависеть от миллионов баррелей нефти, он решил прибрать их к рукам, пока никто другой не может ему помешать.
Но такие предположения недооценивают вкус Путина к продолжению политической игры и после ухода с президентской должности. Ведь вполне вероятно, что он намерен поддерживать свою политическую форму, чтобы вернуться в кремлевское кресло после окончания вынужденного отсутствия, наложенного на него конституцией.
Однако вскоре после этого Путин дал экспертам повод изменить свое мнение, когда появились сообщения о том, что он возглавит партию `Единая Россия`, которую сможет с легкостью привести к победе на парламентских выборах, запланированных через несколько месяцев. Но даже эти сообщения через некоторое время уступили место другим, более серьезным.
Сейчас в российской прессе (а вслед за ней и в американской) обсуждается возможность того, что после ухода с президентского поста он, в качестве лидера крупнейшей партии в парламенте, мог бы претендовать на должность премьера. Конституция не запрещает ему занимать эту должность, несмотря на два срока в роли президента.
Очевидно, что в этом случае Путин останется на вершине политической власти в стране, сочетая премьерскую должность с руководством партией и сосуществуя с будущим президентом, который будет полностью обязан приходом на эту должность его поддержке. В любом случае, это будет означать, что Путин после двух президентских сроков, которые за 8 лет сделали его самым могущественным человеком в стране, сможет остаться таковым еще на 4 года, опираясь на все свои прошлые достижения в сочетании с будущими полномочиями - будь то в качестве начальника всей нефти, партийного лидера или в должности премьер-министра, наделенного авторитетом такого человека как он. Как на это ни посмотри, на смену Путина в роли реального руководителя страны придет только Путин.
А к этому времени в Белый дом появится относительный новичок, будь то Хиллари Клинтон или Барак Обама. И это говорит о том, что реальная власть у российского и американского лидеров будет разная.