4 мая, 09:05
Россия - все-таки европейская страна, и демографические закономерности в ней во многих аспектах определённо характерны для Европы.
Например, низкая рождаемость, рост количества внебрачных детей, социальная напряжённость, связанная с иммиграцией, а также общее старение населения, - пишет американская газета Wall Street Journal.
Но её демографический профиль и перспективы на будущее имеют два важных отличия от Европы, которые не пророчат ничего хорошего долговременному экономическому будущему России.
Во-первых, ситуация со здравоохранением и смертностью в России гораздо хуже, чем в Западной Европе. Средняя продолжительность жизни русских мужчин поразительно мала, намного ниже нынешних показателей в Пакистане или Бангладеш. Причём неблагоприятные тенденции нарастают уже несколько десятилетий. В 2005 году прогнозируемая продолжительность жизни русских мужчин и женщин на момент рождения была ниже, чем 40 лет тому назад.
Во-вторых, фатально-высокая смертность в России, наряду с низким уровнем воспроизводства населения, порождает ещё одну исключительную демографическую тенденцию - убывание населения. За 16 с лишним лет после расчленения СССР в России было зарегистрировано на 12 с лишним миллионов смертей больше, чем рождений. Этот дефицит лишь частично компенсируется "чистой" иммиграцией. Соответственно, население России уменьшилось с 148.7 миллионов человек в 1992 году до чуть более 142 миллиона на начало нынешнего года. Западную Европу перспектива уменьшения населения ожидает при жизни следующего поколения, но в России оно уже происходит.
На эту же тему с ссылкой на директора ЦРУ Майкла Хайдена пишет американская газета Washington Times, опубликовавшая статью с характерным названием: "шеф ЦРУ предрекает России новые этнические конфликты".
"Сокращение населения России, говорится в статье, в будущем потребует от Москвы импортировать рабочую силу из-за рубежа, что приведет к росту межрасовой и межрелигиозной напряженности в бывшей сверхдержаве, заявил директор ЦРУ Майкл Хайден" в лекции, прочитанной им в университете штата Канзас.
Генерал Хайден заявил, что России грозит "демографическая нагрузка". По его прогнозам, в ближайшие 40 лет население России сократится на 32 миллиона человек - почти на четверть от нынешнего 141 миллиона. "Для
поддержания экономики России придется все активнее привлекать рабочих из других стран, - отметил шеф ЦРУ.
- Часть иммигрантов составят русские из республик бывшего СССР. Часть будет китайцами и мусульманами с Кавказа, из Центральной Азии и других регионов. Потенциально это может усугубить и без того острую межрасовую и межрелигиозную напряженность в России".
Комментируя демографические перспективы России, политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов отметил: "Сейчас из примерно 150 постоянных (вкл. гастрбайтеров) жителей Российской Федерации не менее 20 миллионов - представители мусульманских народов Северного Кавказа, Поволжья, Азербайджана и Центральной Азии. К 2020 году их стало бы без учета дальнейшей иммиграции 25 миллионов, к 2050 году - 35 миллионов. Но так как иммиграция с темпом до 1 миллиона человек в год, несомненно, будет продолжена, реально к 2020 году мусульман на территории России будет 30-35 миллионов, а к 2050 году - не менее 60 миллионов. При этом славянское население России в 2020 году составит 90-95 миллионов. и в 2050 году - примерно 60 миллионов, то есть столько же, сколько и мусульман. Кроме того, к тому времени в России
окажется не менее 15-20 миллионов китайцев.
Другими словами, в период с 2020 по 2050 год Россия в любом случае прекратит свое существование в качестве русского государства. Правда, это может произойти и раньше. так как России в ближайшие 2-3 года еще предстоит пережить двоевластие, и в ближайшие 10-15 лет - возможные негативные последствия сырьевой ориентации экономики, так как цены на нефть и газ всецело зависят от ситуации на мировом рынке, которая с трудом поддается прогнозу.
Наряду с Россией в упомянутой выше лекции генерал Майкл Хайден предупредил, что расхождения между США и правительствами европейских стран по вопросам войны в Ираке и борьбы с терроризмом способны расшатать прежде устойчивую систему НАТО. Кроме того, угрозу США в ближайшие годы представляют национальные интересы Китая и наращивание Пекином военной мощи.
Если Китай не станет играть более конструктивную роль в международных отношениях, он превратится во "враждебную" силу.
По поводу Европы генерал Хайден сообщил, что из-за разногласий Европы с США может возникнуть "трансатлантический раскол". По его словам, разногласия - это "лишь симптомы более глубоких изменений, вызванных окончанием холодной войны". В качестве примера он привел споры США и Европы по вопросу борьбы с терроризмом и по связанным с ним проблемам работы разведывательной и правоохранительной систем - при том что США и Европа разделяют в этих вопросах общую либерально-демократическую традицию.
"Правда состоит в том, что спустя почти два десятилетия после падения Берлинской стены Америка и Европа все еще пытаются понять, как наилучшим образом ответить на угрозы, возникшие в мире после холодной войны, - пишет он. - Так, например, все мы признаем терроризм непосредственной угрозой, однако расходимся в вопросе о том, как с ним бороться".
"США считают себя страной, находящейся в состоянии войны, глобальной по своим масштабам, и настаивают, что для победы необходимо воевать с врагом, где бы он ни находился", - отметил генерал Хайден. С другой стороны, большинство европейских стран считает терроризм внутренней проблемой и ищет ей решение в узких рамках внутренней безопасности.
"Когда возникает непосредственная угроза их гражданам или интересам, европейские правительства сотрудничают друг с другом и с союзниками, в том числе с Соединенными Штатами, чтобы устранить угрозу, - отметил он. - Однако они не склонны считать терроризм сильнейшей международной опасностью, как это делаем мы. А если они с этим соглашаются, то мы зачастую расходимся в вопросе о том, как эффективно и адекватно противостоять данной опасности".
Расхождение в оценке угроз и тактические разногласия, вероятно, будут сказываться на отношениях США с Европой до конца столетия, прогнозирует Хайден. "Урегулирование разногласий и напряженности, которая возникает из-за отсутствия общего взгляда, усложнит отношения, которые традиционно были для Америки наиболее простыми", - говорится в речи шефа ЦРУ.
По поводу Китая генерал Хайден сказал, что, несмотря на различные мнения по поводу устремлений и мотивации Пекина, он считает, что эта страна является конкурентом, но никак не "неизбежным противником" США. "У Вашингтона и Пекина широкий простор для политического выбора - мы можем сохранить мирные и конструктивные отношения, которые поддерживаем вот уже почти 40 лет", - отметил глава ЦРУ. Резкое и масштабное наращивание Китаем военной мощи связано с отношением Пекина к военным акциям США в первую и вторую войну в Персидском заливе, а также с появлением высокотехнологичного оружия, объясняет генерал.
"И хотя эти новшества действительно могут представлять опасность для американской армии и интересов США в регионе, модернизация армии - это такая же попытка продемонстрировать силу, как и все остальные", - говорит Хайден. По его словам, с помощью армии Китай стремится "поиграть мускулами".Укрепление китайской армии вызывает "беспокойство", признает генерал, "поскольку усиливает давние опасения о возможном вмешательстве Китая в дела Тайваня".
Действия Китая в мире "практически полностью сосредоточены на узко обозначенных задачах" страны, отмечается в докладе. "Мы видели это в отношениях данной страны с Суданом, где главной целью была защита ее нефтяных интересов", - напоминает Хайден.
Кроме того, помощь Китая островным государствам Тихого океана подрывает усилия США по продвижению "добросовестного управления" в регионе. "Если Китай начнет действовать в мире не в столь узких рамках, это серьезно скажется на отношениях США с Китаем в новом столетии, - предостерег генерал. - Если же Пекин возьмет на себя большую ответственность за здоровье международной системы, как и следует мировой державе, мы сохраним конструктивные отношения, даже если будем конкурировать. Если же нет, то усиление Китая можно считать скорее враждебным".
Руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск Владимир Филин в целом согласен с оценкой, которую директор ЦРУ дал перспективам отношений между США и странами Западной Европы - так называемой "старой Европой" во главе с Германией, "внешнюю политику которой во многом и сегодня продолжают определять сторонники экс-канцлера Герхарда Шредера, врага Америки". С другой стороны, союз США с Великобританией останется, как и сохранится тенденция на возрастание роли и значения "Новой Европы" во главе с Польшей и, в перспективе, с Украиной. "Молодые национальные государства Балкан и Восточной Европы, Украина, страны Прибалтики и Грузия в их числе, будут играть все большую роль в американской политике, как и расширяющийся блок НАТО, основные функции которого, не смотря на распад СССР и антиамериканскую деятельность Шредера, не изменились: To keep US "in", Russia - "out", and Germany -"down".
Говоря о Китае, Владимир Филин, отмечая быстрые темпы его развития, все же предостерег от избыточного оптимизма: "Я помню, как в 1980-е годы многие эксперты, впечатленные тогдашними успехами Японии и "азиатских тигров", предрекали, что в скоре "Страна восходящего Солнца" обгонит США и станет мировой державой N 1. Но этого не произошло, в 1990-х годы Японию, а после "азиатского кризиса" 1997 года, другие азиатские страны погрузились в застой, который не преодален до сих пор.
То же может произойти и с Китаем, тем более, что уже скоро начнут сказываться негативные последствия политики "одна семья - один ребенок".
Другими словами, в обозримом будущем США останутся лидирующей мировой силой, а призывы весьма уважаемых российских политологов о том, что Украине не следует идти на Запад, так как "Запад обречен", мне представляются не вполне обоснованными. Конечно, рано или поздно все мы умрем. Но с США и даже с Западной Европой это произойдет не скоро, гораздо позже, чем с Россией, из чего и следует исходить при
формировании украинской политики".
Ниже вниманию читателей в переводе "Иносми" предлагается с сокращениями статья Фарида Закарии в американском элитном журнале Foreign Affairs, посвященная перспективам американской сверхдержавы.